03:09
19 февраля ‘19

Искусственный интеллект на страже безопасности: РФ готовится к прорыву в создании сети беспилотных авто

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Российские производители беспилотных автомобилей готовятся к масштабным испытаниям в рамках эксперимента по их опытной эксплуатации на дорогах общего пользования.

Российские производители беспилотных автомобилей готовятся к масштабным испытаниям в рамках эксперимента по их опытной эксплуатации на дорогах общего пользования, который стартовал в Москве и Татарстане 1 декабря. Один из главных претендентов на участие — Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.

На полигоне «Умная дорога» инженеры снуют вокруг серебристого «Форда». Триумфатор проекта «Караван», один из первых беспилотных автомобилей России готовится выйти на большую дорогу. Метель и сугробы — лучший способ проверить автопилот на прочность.

«Мы будем экстренно тормозить, имейте в виду!», — переговариваются молодые ученые.

«Сейчас беспилотнику тяжело на таком [дорожном] покрытии. Он тяжело воспринимает проскальзывание, пробуксовку. Реальная траектория не совсем соответствует планированию траектории движения», — поясняет корреспонденту Федерального агентства новостей заместитель завкафедрой Организации и безопасности движения МАДИ Андрей Воробьев.

Заставить машину ездить без человека в любых условиях — главная задача ежедневных тестов. На пассажирском кресле сидит поведение машины контролирует оператор — держит пальцы на кнопке экстренного торможения. На всякий случай.

Продукт двухлетней работы инженеров МАДИ движется благодаря навигации, которая установлена на крыше. Точность позиционирования автомобиля на дороге предельно высокая: на скорости под 100 км/ч он не выходит за разделительную полосу. При этом, не важно, есть разметка на дороге или нет.

«Самый главный сценарий — плохие погодные условия. Из-за этого мы отказались от «Лидаров», — говорит Андрей Воробьев, — потому что в такие погодные условия «Лидар», представляющий из себя лазерный дальномер, отражается от частичек света и дает нам фоновую засветку, из-за чего мы не видим окружающее пространство».

Маневрировать на снегу машине помогают невидимые рельсы — цифровая дорога. Площадка в радиусе 150-ти метро в буквальном смысле оцифрована. Датчики, установленные на улице, собирают сведения об окружающей среде и передают их в мозг беспилотного авто — компьютер, состоящий из нейронной сети. Именно он сообщает машине оптимальную и безопасную траекторию движения.

Не наезжать на пешеходов и препятствия уникальному автомобилю помогает стереооптическое зрение. На лобовом стекле установлены камеры высокого разрешения. Они улавливают препятствие на пути и передают эти данные в блок обработки, который находится в багажнике. Благодаря таким «глазам» беспилотник способен объезжать объекты и даже предугадывать их поведение на дороге.

Вот на проезжую часть выскакивает пешеход. Реакция молниеносная — автомобиль тормозит еще до того, как нога человека появляется на дороге.

«Страшно бывает иногда, — признается оператор Никита Голубченко. — А так все стабильно работает, все нормально».

В салоне установлен монитор, на котором инженеры проверяют, как компьютерный «мозг» фиксирует движущиеся перед машиной объекты. Люди, которые находятся вдалеке, обводятся в красную рамку.

«Дальше все эти препятствия и их параметры (траектория движения, скорость) передаются в специальное вычислительное устройство, на котором вычисляется наша и их траектория движения, — поясняет Андрей Воробьев. — При пересечении мы понимаем, что это является нашим препятствием. Если наши траектории не пересекаются, значит это параллельные объекты и нам на них реагировать не надо».

Комплексная модель цифровой дороги — собственное изобретение ученых умов главного транспортного ВУЗа страны. Аналогов ей пока нет нигде. Инженеры надеются, что в будущем этот прототип искусственного интеллекта охватит всю транспортную систему страны.

«Сейчас все бьются над тем, чтобы заставить двигаться одно транспортное средство. Мы смотрим уже дальше и пытаемся определить, как нам управлять транспортными потоками, — объяснил корреспонденту ФАН Андрей Воробьев. — Наше мнение, что беспилотный транспортный поток не будет работать именно без внешнего арбитра, который будет определять стратегию движения каждого типа транспорта. Как сейчас у нас есть система управления дорожного движения в Москве, то же самое должна быть система управления движения для беспилотников».

По словам завкафедрой Организации и безопасности движения МАДИ, члена рабочей группы НТИ «Автонет» Султана Жанказиева, инженеры планируют закладывать в цифровую модель дороги паспорт ее технического состояния, информацию о дефектах, параметрах окружающей среды и заторах. Это позволит дорожным службам оперативно ремонтировать дорогу в случае необходимости.

«Когда весна только-только начинается, и внезапно образуются ямы. И в цифровой модели дороги данные об этих ямах будут появляться вот от таких автомобилей», — заявил доктор технических наук.

Испытать свое детище в рамках эксперимента и решить задачу государственной важности готовятся по меньшей мере четыре российских производителя. МАДИ планирует включиться осенью. Сначала амбициозные ученые намерены сразить конкурентов в проекте «Зимний город», изучив специфику российского беспилотного транспорта. Тогда, говорят, добиться стопроцентной автоматизации и выйти на настоящую дорогу будет гораздо проще.

«Когда водитель опытный, приближаясь к перекрестку в очень сложном трафике за одну секунду решает до 20-ти компромиссов. Он этого не понимает, потому что так работает его комплексное рефлекторное мышление, так работает его опыт. Мы считали количество этих компромиссов. Когда попробовали приземлить эту статистику на работу беспилотника, поняли, что мы не обучим ни один автомобиль, если не выгоним его на дорогу», — отметил Султан Жанказиев.

Инженеры готовятся перейти на российского производителя, ведут переговоры с одним из создателей легкового транспорта. В планах разработать очередной новый беспилотник и оборудовать салон внутренним техническим зрением — группой камер, которые будут контролировать состояние водителя и пассажиров. Профессор МАДИ добавил: когда беспилотный автомобиль частично заберет управление на себя, проблема утомляемости водителя будет решена.

«Если стоит обратная задача, срочно вернуть водителя к управлению, а такая задача всегда будет возникать, наше внутреннее техническое зрение должно четко понимать, с каким опережением это делать. Учитывая, что водитель может читать, отвлекаться, петь, может даже спать», — рассказал он.

К середине этого столетия, говорит ученый, в российских городах появятся целые участки улично-дорожной сети для беспилотных авто. Рынок водителей изменится, появится профессия оператора. Индивидуальный автомобиль вытеснит корпоративный и общественный транспорт. В ближайшее время на рынке появятся новые предложения для автовладельцев.

«Мы точно знаем, что будет разрешено покупать какой-то набор телематического оборудования и ставить на автомобиль для повышения его уровня автоматизации, — сообщил он корреспонденту ФАН. — Но должно это происходить очень цивилизованно».

Прежде, чем появиться в магазинах, набор такого оборудования должен пройти специальную систему допуска, соответствовать ГОСТу. Устанавливать его должны соответствующие сервисы. По словам профессора МАДИ, в России это произойдет в ближайшие два года.