19:49
19 апреля ‘19

1:0 в пользу «Северного потока — 2»: ЕС уступает Газпрому (Rzeczpospolita, Польша)

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Германия и Франция ослабили европейскую Газовую директиву: она не остановит инвестицию Газпрома, а, наоборот, поместит ее в правовое поле, с горечью пишет польская газета. Если раньше можно было критиковать «Северный поток — 2» и говорить, что его строительство ведется вне правового поля ЕС, то сейчас газопровод получит европейский «пропуск», а все решения будет принимать одобряющий проект Берлин.

После продолжавшихся почти год переговоров страны-члены ЕС согласовали проект Газовой директивы, которая, по задумке, должна была остановить энергетическую экспансию России в Европе. Инструментом этой экспансии выступает газопровод «Северный поток —2», который пройдет рядом с уже функционирующим «Северным потоком — 1». Новая инвестиция позволит Москве вдвое увеличить поставки по дну Балтийского моря, а в результате — отказаться от транзита через территорию Украины и усилить зависимость Европы от Газпрома.

Польша и несколько других европейских стран поддерживали идею пересмотра Директивы, однако, группа государств под предводительством Берлина этому сопротивлялась. В итоге Германия, а вместе с ней Австрия, Голландия, Бельгия, Венгрия и Чехия, уступили, однако, некоторые эксперты полагают, что европейская Директива окажется «беззубой».

«Фактически появится правовая броня, защищающая „Северный поток — 2"», — объяснил в беседе с «Жечпосполита» аналитик варшавского Центра восточных исследований Шимон Кардась (Szymon Kardaś). Он отмечает, что по сравнению с исходным вариантом окончательный текст Директивы стал настолько слабым, что ситуация может лишь осложниться. Если раньше мы могли критиковать «Северный поток — 2» и говорить, что его строительство ведется вне правового поля ЕС, то сейчас газопровод получит европейский «пропуск», но на самом деле все решения будет принимать одобряющий проект Берлин. Это связано с тем, что на морском отрезке европейское законодательство будет распространяться на газопровод только в территориальных водах Германии, но уже не выступающей против инвестиции Дании. Кроме того, как именно это европейское законодательство будет работать в данном случае, предстоит решать именно немецкому регулятору.

То же мнение неофициально выражают люди, занимавшиеся ведением переговоров. «„Северный поток —2" получит иммунитет. Теоретически европейское право будет работать, но никакого наказания за его нарушение не предусмотрено. С политической точки зрения — это самый плохой вариант. Директива будет „фиговым листком", лучше было бы, если бы европейское законодательство вообще не распространялось на инвестицию», — отмечает наш собеседник.

Почему в таком случае Польша и страны, выступающие против строительства «Северного потока — 2», согласились принять проект? «Важнее всего было „сделать пас" Европарламенту. Решение о выдаче мандата на переговоры по Директиве выгодно со стратегической точки зрения: оно позволит начать диалог с Европарламентом, который в большей степени поддерживает нашу позицию, чем Совет ЕС», — отмечает заместитель главы МИД Польши Конрад Шиманьский (Konrad Szymański).

Варшава рассчитывает, что европарламентарии изменят текст Директивы, поскольку для ее принятия необходимо получить большинство голосов как в Совете ЕС, так и в Европарламенте, где роль главного переговорщика по этому вопросу играет Ежи Бузек. От него сейчас будет зависеть, станет ли Директива такой действенной, как задумывалось.

Евросоюз уступает Газпрому

Еще в четверг казалось, что ситуация с документом развивается в выгодном для Польши направлении. Немецкое издание «Зюддойче Цайтунг» сообщило о неожиданном изменении позиции Франции, которая якобы собиралась поддержать противников «Северного потока- 2», а не Берлин. Однако вскоре выяснилось, что это не так: Париж хотел показать, что он учитывает опасения стран Восточно-Центральной Европы, но не до такой степени, чтобы заблокировать столь важную для Германии инвестицию.

Смягчение директивы заключается в ограничении территории, на которую она распространяется, и передаче широких компетенций немецкому регулятору. Изначально предполагалось, что европейские нормы распространят на весь «Северный поток —2» (или любой другой газопровод, по которому в ЕС поступает газ из третьей страны), в таком случае пришлось бы обеспечить доступ к трубе других компаний-поставщиков, разделить деятельность по продаже и транспортировке топлива, а также обнародовать тарифы. Эксперты подчеркивали, что это сделало бы российскую инвестицию нерентабельной, именно поэтому за принятие Директивы выступали страны, сопротивляющиеся экспансии Газпрома, а против — те, кто был заинтересован в увеличении объема поставок газа из России, то есть Германия, Австрия, Голландия, Бельгия, Венгрия, Чехия и Болгария. Испания и Италия колебались, чью сторону занять.

Поправки, которые предложил Берлин и поддержал Париж, предусматривают, что европейское право будет использоваться на сухопутном отрезке газопровода на территории ЕС, а также на морском отрезке в территориальных водах того государства, в котором он соединяется с европейской газотранспортной системой (в данном случае Германии). Ранее, даже в самых компромиссных версиях документа, говорилось, что европейское право будет работать в территориальных водах всех стран-членов Евросоюза, через которые проходит газопровод, то есть в том числе Дании.

Кроме того, новый вариант Директивы позволяет исключать некоторые проекты из-под действия европейских норм, наделяя правом принимать решение по этому вопросу национального регулятора. Таким образом закон, который был призван заблокировать «Северный поток — 2», может фактически его легализовать.

«Пункт о территориальных водах представляет меньше опасности, чем пункт о сфере компетенций немецкого регулятора, — объясняет эксперт, принимающий участие в переговорах. — В проекте не прописана роль Еврокомиссии и стран-членов ЕС в процессе выработки правил функционирования „Северного потока —2", не сказано четко, как именно на него будет распространяться европейское законодательство».

Следующая проблема заключается в том, что новая Директива заложит основу для функционирования газопроводов третьих стран на ближайшие десятилетия: она откроет путь для создания не только «Северного потока — 2», но и для других маршрутов поставки российского газа: «Северного потока — 3», «Турецкого» и «Южного» потоков. Это означает, что россияне смогут отказаться от транзита через украинскую территорию. «После 2020 года Украина России будет не нужна», — констатирует Шимон Кардась.

Польша и другие противники «Северного потока — 2» тем не менее поддержали франко-немецкий вариант Директивы, решив, что на принятие другой версии без поддержки Парижа нет шансов. Они надеются, что в дальнейшем закон еще удастся скорректировать усилиями Ежи Бузека. Первая встреча представителей Европарламента и Совета ЕС намечена на 11 февраля.

В консорциум «Северный поток — 2» помимо российского Газпрома входят компании из стран ЕС: немецкие «Юнипер», британо-голландская «Роял датч шелл», французская «Энжи» и австрийская «ОМВ». Стоимость инвестиции составит 10 миллиардов евро, а поставки по газопроводу могут начаться уже в 2020 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.