07:06
21 апреля ‘19

Раскол в ПЦУ: Филарет и Епифаний делят между собой «любовь» Тимошенко и Порошенко

Опубликовано
Источник:

«Киевский патриарх» Филарет не принял участия в «интронизации» своего коллеги по расколу, главы ПЦУ «митрополита» Епифания. Вслед за этим в Киеве стали чаще поговаривать о том, что между двумя руководителями новой церкви нарастают противоречия.

«Киевский патриарх» Филарет (Денисенко) не принял участия в «интронизации» своего коллеги по расколу, главы «Православной церкви Украины» (ПЦУ) «митрополита» Епифания. И дело тут не в богословских расхождениях.

Епифаний, как утвержденный Константинопольским патриархом «официальный митрополит» ПЦУ, всячески «окормляется» вокруг действующего президента Украины Петра Порошенко. А вот Филарет тянется к одному из фаворитов нынешней президентской гонки в «Незалежной» — Юлии Тимошенко. 

Самозваный «патриарх всея Руси» даже принял участие в январском съезде «Батькивщины», на котором «женщина с косой» завила, что в случае победы на выборах будет способствовать получению ПЦУ «наивысшей автокефалии», что бы это ни значило.

Филарет так действовал всегда

Филарет на самом деле стремится получить различные «бонусы» от Тимошенко, подтвердил в интервью Федеральному агентству новостей украинский политолог, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

«То, что Филарет склонен поддерживать Юлию, — это известно, — рассказал собеседник ФАН. — Я думаю, усилившиеся симпатии Филарета к Тимошенко вызваны тем, что еще 2—3 недели назад она была явным фаворитом предвыборной президентской гонки на Украине. Теперь все не так однозначно». 

Филарет сделал ставку на Тимошенко, когда ему это было выгодно, добавил Погребинский. 

«Собственно, он таким образом действовал всегда», — отметил эксперт.

Украинский политолог заявил, что не знает деталей взаимоотношений Филарета и Епифания, но вероятность того, что отношения двух «отцов» ПЦУ осложнились, весьма велика. 

«Да, у нас ходят разговоры о том, что теперь Филарет займет сторону Тимошенко, а Епифаний останется при Порошенко. Что там у них на самом деле, я не знаю. Но такой сюжет вполне вероятен», — считает Погребинский. 

Епифаний производит впечатление человека светского, которого Порошенко вполне мог купить, полагает эксперт. Кроме того, судя по его публичным высказываниям, Епифаний — украинский националист, отметил собеседник ФАН. 

«А для таких людей украинская идентичность важнее Иисуса Христа. Это все живет рядом с коррупцией, взяточничеством. Поэтому Порошенко вполне мог бы с Епифанием договориться», — заявил Погребинский. 

Тот факт, что ПЦУ не признает никто, кроме Фанара, «автокефалистов» не сильно расстраивает, уверен украинский политолог.

«Они довольны уже тем, что их хоть кто-то признал. Надо сказать, что саму идею независимой от Москвы церкви поддерживает довольно значительное число обычных украинцев. Правда, по большей части это относится к людям невоцерковленным, заходящим в церковь по случаю, — резюмировал Михаил Погребинский. 

УПЦ МП: жизнь вопреки власти

В свою очередь, российский политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что дело — не в противостоянии двух глав ПЦУ, а в выверенной политике, направленной на то, чтобы любой ценой сохранить расположение украинских властей. 

«Ситуация у них очень запутанная, с технической точки зрения» — заявил Ищенко в интервью ФАН. 

Внутри ПЦУ патриархом признают Филарета, он вроде бы руководит церковью. С другой стороны, Епифаний теперь может упирать на то, что он признан Константинопольским патриархатом как глава ПЦУ.

«Но, поскольку Филарет считает себя начальником Епифания, ему вроде как не по статусу приходить лично на «интронизацию» подчиненного», — отметил собеседник ФАН. 

Однако технические сложности — не главное. ПЦУ изначально была проектом Порошенко, пояснил Ищенко. И этот проект, по замыслу президента Украины, должен был увеличить его шансы переизбраться на второй срок. 

«Но Филарет понял, что создание ПЦУ не прибавило любви избирателей к Петру Алексеевичу. Кроме того, этот политический проект не получает поддержки мирового православия», — отметил российский политолог. 

При этом раскольнику важно сохранить поддержку власти, если Порошенко покинет президентское кресло, добавил он.

«Поэтому Филарет не пошел на шоу интронизации, устроенное президентом Украины. Он решил найти подходы к Юлии Тимошенко на тот случай, если 31 марта на Украине будет новый президент, чтобы проект ПЦУ реализовывался дальше», — считает политолог. 

По его словам, каноническая, признанная всеми поместными православными церквями мира Украинская православная церковь Московского патриархата существует помимо киевских властей и даже в некотором смысле вопреки им. 

«А вот церковь ПЦУ под началом Епифания существует только благодаря этим властям. Если придет президент, который не будет оказывать поддержки ПЦУ, она очень скоро исчезнет», — уверен собеседник ФАН. 

Яйца в разных корзинах

«Иерархи» ПЦУ должны чутко следить за сменой властей, не складывать яйца в одну корзину. Допустим, они сделали ставку на Порошенко, а он взял — и проиграл. 

«А новый президент скажет им: идите лесом, ребята, вы были против меня, я вас поддерживать не буду. И церкви нет», — иронизирует Ищенко.

Поэтому в ПЦУ стараются угодить и нашим, и вашим. Епифаний пытается заслужить «любовь» Порошенко, Филарет — Тимошенко. А это два наиболее вероятных победителя в президентской гонке, пояснил эксперт. 

«Я думаю, по большому счету, Тимошенко продолжит поддержку ПЦУ, хотя, может, и не так явно. Она выступает с такими же русофобскими заявлениями, как и Порошенко. Она пользуется поддержкой примерно тех же сил, что и Порошенко: как на Украине, так и вне ее», — считает Ищенко. 

В долгосрочной перспективе, уверен собеседник ФАН, у ПЦУ есть столько же шансов сохраниться, как и у государства Украина. То есть — немного.

«Если Украина в каких-то пределах останется, то, видимо, в этих пределах будет существовать и ПЦУ. Правда, с самого момента возникновения они начали активно сближаться с униатами. Поэтому нельзя исключать, что уже в обозримом будущем они сольются с ними в одну церковную структуру» — предсказал политолог. 

И Фанар тут не помеха: Константинопольский патриархат сам не раз в истории заключал унию с Ватиканом, резюмировал Ростислав Ищенко.