12:47
25 мая ‘19

Поликлиники без очередей. Первичное звено здравоохранения переводят на бережливые технологии

Опубликовано
Источник:

Одной из центральных тем, затронутых президентом Владимиром Путиным в ходе послания Федеральному Собранию 20 февраля, стало здравоохранение.

Глава государства в том числе поручил распространить проект «Бережливая поликлиника» по всей стране, а к 2021 году перевести на новые эффективные стандарты все детские поликлиники.

Путин отметил, что в «Бережливых поликлиниках» время ожидания в регистратуре и у кабинета врача в среднем сокращается в три-четыре раза. «Я был в таких поликлиниках, работают очень здорово, очень хорошо. Гораздо лучшие условия создаются для людей с ограниченными возможностями, для родителей с детьми. Но таких поликлиник, к сожалению, пока очень мало, они скорее исключение, чем правило», – сказал президент.

Он поручил правительству уже в текущем году утвердить высокие стандарты «Бережливых поликлиник» и принять правила для их аттестации. В 2019 году правительству поручено совместно с регионами внедрить в поликлиниках «бережливые» механизмы, которые станут мотивировать управленческий и медицинский персонал повышать качество своей работы. А в 2021 году им нужно полностью перевести на новые стандарты все детские поликлиники – «в первую очередь». 

При этом глава государства предостерег исполнителей от формального подхода. «Обращаю внимание: дело не в том, чтобы появилась вывеска "Бережливая поликлиника". Главное, чтобы люди наконец почувствовали уважительное, по-настоящему бережное отношение к себе, к своему здоровью со стороны государства», – подчеркнул он.

Путин также отметил необходимость налаживания электронного документооборота в медицинской сфере, которая должна работать на повышение доступности медицинской помощи. «В течение трех лет надо отладить электронное взаимодействие между медицинскими учреждениями, аптеками, врачами и пациентами», – сказал президент, добавив, что это избавит людей от сбора «бессмысленных подчас справок». 

Проект «Бережливая поликлиника» был начат Минздравом в 2016 году. Поликлиники, которые к нему присоединялись, оптимизировали свою работу и делали ее более эффективной. Самым заметным изменением стало сокращение времени ожидания пациентов, которое достигалось за счет разделения потоков клиентов и упрощения записи на прием к врачу. Так, уже в первые полгода реализации проекта в пилотных регионах уровень удовлетворённости качеством медицинских услуг вырос в два раза! На сегодняшний день в четыре раза удалось сократить время ожидания в очереди у регистратуры, в 8,5 раза – время ожидания пациентом приёма врача у кабинета. Если до 2016 года в пилотных регионах человек в среднем 96 минут – более полутора часов! – ждали приёма у врача, то сейчас – немногим более 10 минут. В целом время пребывания пациента в поликлинике сократилось в 1,5 раза. Времени дозвона в регистратуру сократилось в 4,5 раза, сокращение времени ожидания в процедурный кабинет – в 4,7 раза.

Принципы оптимизации работы были взяты у бизнеса, у госкорпорации «Росатом». А слово «бережливая» для названия выбрали по аналогии с концепцией «бережливого производства», нацеленного на оптимизацию и устранение любых потерь, в том числе времени.