11:53
26 марта ‘19

Авиаэксперт назвал «бунтом киборгов» проблемы на упавшем в Эфиопии Boeing-737

Опубликовано
Источник:

Пилот рухнувшего 10 марта после вылета из Аддис-Абебы Boeing-737 MAX перед катастрофой «заявил авиадиспетчерам, что у него возникли проблемы с управлением полетом». Об этом рассказал гендиректор Ethiopian Airlines Тевольде Гебремариам.

Пилот рухнувшего 10 марта после вылета из Аддис-Абебы Boeing-737 MAX перед авиакатастрофой заявил авиадиспетчерам, что у него возникли проблемы с управлением полетом. Об этом рассказал гендиректор авиакомпании Ethiopian Airlines Тевольде Гебремариам в интервью The Wall Street Journal.

Прослушав запись разговора пилотов разбившегося авиалайнера с диспетчерами, глава Ethiopian Airlines заявил, что они хотели вернуться в аэропорт Аддис-Абебы, но возникшие проблемы с управлением не позволили им это сделать. При этом проблемы не имели внешнего характера. То есть это не было столкновение с птицей, например.

Гебремариам уточнил, что бортовые самописцы рухнувшего Boeing-737 MAX переданы для расшифровки в Европу.

Комментируя эту информацию Федеральному агентству новостей, экс-замминистра гражданской авиации Советского Союза, заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов отметил, что авиакатастрофа в Эфиопии удивительным образом повторила крушение Boeing-737 MAX в Индонезии 29 октября 2018 года.

«Эта авиакатастрофа встревожила авиаторов всего мира. И не только потому, что гибель людей — это всегда трагедия. Здесь примешивается фактор повторяемости причины катастрофы. Потому что трагедия в Эфиопии фотографически повторила авиакатастрофу в Индонезии. С той лишь разницей, что в Индонезии Boeing-737 MAX нырнул в океан, а в Эфиопии — в пустыню», — заметил Олег Смирнов.

По словам эксперта, повторяемость причин летных происшествий — это признак серьезных проблем в управлении полетом, неподготовленности к процессам, сомнительной техники.

«Поэтому реакция была очень жесткая. На сегодняшний день практически все страны мира отказались летать на Boeing-737 MAX. Поставили их у заборов. Даже Европа, которая до вчерашнего дня заигрывала с США, приняла решение приостановить их использование до получения результатов расследования и выводов комиссии. Более того, ЕС запретил пересекать европейское воздушное пространство на этом типе самолетов», — напомнил бывший замминистра гражданской авиации СССР.

Олег Смирнов также напомнил, что, согласно международным авиационным правилам, расследовать авиапроисшествия должна та страна, на территории которой оно случилось.

«Но в Эфиопию для расследования катастрофы прибыли американские специалисты. И это не только представители компании Boeing, но и эксперты Национального совета по безопасности на транспорте, который расследует все тяжелые происшествия в гражданской авиации. Это очень солидная, беспристрастная организация. Ее руководителя назначает президент США. Кроме того, в Эфиопию прибыл и представитель Федерального управления гражданской авиации США.

Все это свидетельствует о серьезной обеспокоенности случившимся, а также о желании защитить Boeing, потому что компания находится на грани банкротства. Если комиссия подтвердит, что эфиопская авиакатастрофа произошла по той же причине, что и в Индонезии, то компанию Boeing ждет крах. Все претензии материального плана будут предъявлены ей. А они многомиллиардные. Это и плата за гибель людей, и работы по ликвидации поставарийных последствий, и стоимость самолетов, и работа комиссий и так далее», — объяснил Олег Смирнов.

Он не исключает, что претензии будут предъявлены и американским властям, поскольку все самолеты в США сертифицируются официальным государственным органом, а именно — Федеральным управлением гражданской авиации.

«Как можно было сертифицировать самолет, сотнями убивающий людей? Тут могут не только материальную ответственность предъявить, но и завести уголовное дело. И правильно сделают. Чем отличаются от террористов сертификаторы, по вине которых погибли 340 человек?» — заметил собеседник ФАН.

Он подчеркнул, что комиссия продолжает работу, и официальных выводов еще нет. Но судя по отрывочным сообщениям, авиакатастрофа в Эфиопии все-таки повторила индонезийскую трагедию.

«Это потеря управления самолетом из-за системы MCAS, установленной на Boeing-737 MAX (система улучшения маневренности самолета). Это сложная система, но если говорить простым языком, система отстраняет командира экипажа от пилотирования самолетом и действует самостоятельно. В данном случае она отстранила пилота от управления и сама перевела стабилизатор на пикирующее положение.

Я бы это назвал бунтом киборгов. В погоне за прибылью пилота превращают в оператора бортового компьютера. А это смертельная ошибка. Пилот должен в случае любой неисправности уметь управлять самолетом вручную, отключив все системы, которые функционируют без участия человека. Если полетом командуют киборги, жизни людей оказываются в опасности. Электроника всегда отказывает, и если летчик не умеет действовать без нее, это катастрофа», — уверен Олег Смирнов.

Напомним, в эфиопской авиакатастрофе погибли 157 человек. Катастрофа Boeing-737 MAX возле индонезийской Джакарты унесла жизни 189 человек.