15:45
22 мая ‘19

Назначенные Данией слушания доказали политический заказ по "Северному потоку-2"

Опубликовано
Источник:

Слушания Дании по строительству "Северного потока-2" на 19 июня – бюрократическая формальность, чтобы не выдавать разрешение на строительство

Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

"Объявленные Копенгагеном на середину июня слушания по маршруту газопровода "Северный поток-2" – лишь бюрократическая процедура, с предыдущими заявками было то же самое. Причем ответа по существу датские власти не дают. Налицо предвзятое отношение к проекту и намеренное затягивание выдачи разрешения на прокладку труб. Ведь экологических претензий к трубопроводу быть не может – это подтвердили не только российские эксперты, но и международные.

Впрочем, и сами власти Дании не могут четко сформулировать свою позицию, предпочитая отмалчиваться на задаваемые вопросы. Та же Швеция никогда не скрывала, что негативно относится к "Северному потоку-2", но разрешение на строительство выдала без проволочек. Стокгольм признал: законных причин отказать в этом просто нет. Дания же заняла довольно странную позицию, создавая проблему по сугубо политическим причинам. Хотя решить вопрос можно очень быстро", - отмечает специалист.

Датское энергетическое агентство (ДЭА) проведет слушания по третьей заявке оператора газопровода "Северный поток-2" компании Nord Stream 2 на строительство в исключительной экономической зоне Дании 19 июня. При этом Копенгаген призвал общественность, органы власти и неправительственные организации направлять замечания и вопросы, касающиеся документации по проекту, до 10 июля. Для консультаций по трансграничным воздействиям в рамках Конвенции Эспо этот срок определен до 17 июля.

"Если изначально проекту "Северный поток-2" противостояли США и евробюрократия в Брюсселе, то сейчас ситуация изменилась. Противникам проекта в Еврокомиссии важно было принять поправки к газовому законодательству ЕС, которые дают возможность ограничить работу газопровода – они этого добились. В течение полугода, согласно регламенту, национальные регуляторы должны включить поправки в свои базы правовых актов. К концу года они будут действовать.

И Брюсселю больше нет смысла ставить палки в колеса строящемуся трубопроводу. То есть на Данию давят исключительно Соединенные Штаты, и Копенгаген не в силах этому нажиму противостоять. Других серьезных игроков, способных повлиять на датскую власть, в мире просто нет. Велика вероятность, что Копенгаген будет затягивать с выдачей решения и дальше, если в ситуацию не вмешаются новые игроки, такие как, например, Германия. Такая возможность тоже не исключена", - подчеркивает эксперт.

Политические мотивы

Первая заявка на маршрут, пересекающий территориальные воды Дании, была подана в апреле 2017 года на основе рекомендаций, полученных от властей Дании в отношении действующего газопровода "Северный поток". Вторая заявка по альтернативному маршруту в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к северо-западу от Борнхольма была подана в августе 2018 года. Третий предложенный маршрут проходит через ИЭЗ Дании, за пределами ее территориальных вод.

При этом изначально Копенгаген рассматривал вторую заявку как более предпочтительную с точки зрения экологии. В Nord Stream 2 отмечают: в настоящее время в соответствии с разрешениями, полученными в четырех странах, продолжается строительство газопровода "Северный поток 2" в России, Финляндии, Швеции и Германии. "Уже уложено более 1200 км двух ниток газопровода - более половины от его общей протяженности".

"Очевидно, что рано или поздно Дания все же выдаст разрешение на строительство – ее позиции очень слабые с политической точки зрения. С другой стороны, "Газпром" не хочет подавать в суд на Копенгаген из-за срыва всех сроков рассмотрения заявок – российская сторона понимает, что процедуры займут несколько лет, что неоправданно долго. То есть на строительстве газопровода в целом эта история не скажется.

Однако Копенгаген создал риски для сроков ввода проекта в эксплуатацию. Уже сейчас раздаются реплики, что в декабре 2019 года "Северный поток-2" не будет закончен, как планировалось изначально. Но нужно учитывать, что на полную мощность трубопровод должен был выйти лишь к 2022 году, а 2020-2021 предполагались как тестовый период для постепенной загрузки. В любом случае газопровод не работал бы в нормальном режиме.

Однако Дания устраивает проблемы крупным европейским компаниям, которые вложили в проект деньги – задержка скажется на сроках возврата инвестиций и получения прибылей. А также, вероятно, увеличит стоимость прокладки газопровода. России же придется немного подкорректировать планы на частичный отказ от транзита газа в Европу по территории Украины, но критичного в этом ничего нет", - заключает Алексей Белогорьев.