18:11
7 декабря ‘19

Санкции против Венесуэлы вынуждают США платить России за мазут

Опубликовано
Источник:

Американские нефтеперерабатывающие заводы хотят продолжать покупать недорогое сырье взамен венесуэльской нефти, которая попала под санкции

И хотя мазут из РФ оказывается не таким же дешевым из-за высокой стоимости доставки, его поставки все равно выгодны, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Поставки мазута из России в США

В последние месяцы мазут неожиданно стал одним из основных товаров, экспортируемых из России в США. По данным аналитической компании Vortexa, в октябре импорт мазута из России и других стран СНГ составил 1,35 млн тонн, а прогнозы на ноябрь говорят, как минимум, о сохранении объемов импорта мазута в США.

Как сообщает со ссылкой на источники среди трейдеров агентство Reuters, закупка мазута в России и странах СНГ стала выгодна для нефтеперерабатывающих заводов США по двум причинам. Во-первых, цены на него упали до трехлетнего минимума, составив чуть больше 41 доллара за баррель топлива. Во-вторых, сохраняются ограничения на поставки высокосернистого топлива из Венесуэлы, и американским НПЗ необходимо искать новых поставщиков.

«Я думаю, что основной причиной роста спроса на российский мазут является переориентация поставок. Раньше США подобные продукты брали в Венесуэле, сейчас это запрещено санкциями, и добыча там упала до 200-300 тысяч баррелей в сутки, соответственно продукция не поступает на американский рынок.

Так как многие американские НПЗ были настроены на высокосернистую тяжелую нефть, они ищут других поставщиков. Благодаря своему высокому техническому уровню НПЗ США покупали дешевую, но низкокачественную венесуэльскую нефть, и за счет технологий производили из нее достаточное количество нефтепродуктов с хорошей маржой.

Они хотят продолжать покупать недорогое сырье взамен венесуэльской. И хотя российское сырье оказывается не такой дешевой альтернативой, в первую очередь из-за высокой стоимости доставки, но все равно остается дешевле, чем брать ту же американскую легкую газосланцевую нефть и перерабатывать ее на НПЗ», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Увеличение импорта мазута в США происходило в течение всего года. По данным Минэнерго США, за восемь месяцев он составил около 1,7 млн баррелей, в то время как за весь прошлый год даже не превысил 1 млн баррелей. Ранее с периодом «адаптации рынков США к потере венесуэльской нефти» эксперты связывали и резкий рост поставок Россией нефти в США.

Использование мазута для заправки судов 

Как объяснил независимый финансовый аналитик Дмитрий Адамидов, в случае с нефтью Россия выступает скорее как посредник, который имеет хорошие отношения с Венесуэлой и получает прибыль от перепродажи местной нефти в США. Все-таки перенастроить НПЗ на другой сорт нефти достаточно трудозатратно и недешево, к тому же понадобится остановить производство на несколько недель, что для бизнеса совсем нежелательно.

Гораздо проще сменить поставщика на бумаге. По словам Адамидова, поставщики могут заменяться, но все замены поставок не предполагают, что физическая нефть ездит по всему миру, а маршруты ее транспортировки серьезно меняются. Речь идет лишь о переподписании бумаг, поэтому венесуэльская нефть, под которую оптимизированы американские НПЗ, все равно попадает туда, но только окольными путями.

«НПЗ США легко могут работать на низкокачественном сырье, поэтому охотно берут российский мазут и хорошо его перерабатывают. Для России это новый рынок сбыта, поэтому все стороны довольны и делают бизнес.

Мазут часто используется для заправки судов, но его можно дальше перерабатывать и получать из него даже светлые нефтепродукты, в том числе битумы, асфальты и все остальное. В зависимости от НПЗ и его возможностей переработки, мазут нередко покупается и как некая промежуточная стадия, а не для прямого потребления», - добавляет Юшков.

Напомним, что с 1 января 2020 года Международная морская организация ограничивает содержание серы в бункерном топливе до 0,5%, в то время как сейчас разрешенное содержание составляет 3,5%. Ряд экспертов связывают падение цены на мазут с новыми экологическими нормативами. В итоге при заправке судов чаще будут использоваться нефтепродукты другого типа очистки, или устанавливаться системы очистки топлива до допустимых выбросов.

Но Юшков считает, что далеко не все судовладельцы пойдут по пути отказа от мазута как судового топлива. Скорее всего, многие так и останутся на мазуте. Они лишь поставят так называемые скрубберы, специальное оборудование, которое работает как фильтр, то есть вылавливает выброс серы из топлива при потреблении.