07:11
24 апреля ‘24

Топорнин: Россия не оставит без ответа военное использование Польшей намывного острова под Калининградом

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Польша решила вырыть канал через Балтийскую косу для того, чтобы связать свой порт Эльблонг с Балтийским морем, минуя российский Калининградский морской канал.

Разнообразные антироссийские действия со стороны Польши имеют не очень существенный масштаб, хотя периодически дают примечательные прецеденты и казусы, которые весьма интересны при практическом исследовании.

Польша решила построить искусственный остров рядом с границей с Россией

Например, Это прямое следствие того, что эти территории раньше входили в Восточную Пруссию, в результате чего, более 100 лет назад германские власти и создали данную инфраструктуру, что сейчас разделена между Россией и Польшей.

Впрочем, интересно здесь то, что из земли, которую поляки собираются выкопать при строительстве данного канала, они собираются построить искусственный остров в Калининградском заливе, который якобы нужен им для обеспечения своей безопасности.

Примечательно, что власти общины Крыница Морска уже заявили о планах ввести двухпроцентный налог на строительство этого искусственного острова, что, естественно, вызвало протесты со стороны местных жителей, которых, правда, никто не хочет слышать.

Также здесь возникает вопрос насчет того, а можно ли вообще строить подобные искусственные острова в данной акватории. Ведь нам хорошо известна ситуация с искусственными островами КНР, которая вызвала масштабный международный скандал.

Это интересный международно-правовой прецедент

Здесь имеется в виду ситуация вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли, где Китай построил несколько островов для того, чтобы расположить здесь военные объекты и иметь необходимый уровень контроля над Южно-Китайским морем.

Это сразу вызвало международный скандал, поскольку зона этих двух архипелагов является нейтральной, а на сами эти территории кроме Китая претендуют Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия. На этот счет даже было особое заседания Международного суда, которое признало неправомерными действия китайской стороны, но это не привело к каким-либо осязаемым подвижкам.

Политолог, доцент МГИМО Николай Топорнин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что все в данной ситуации зависит от того, где Польша разместит этот искусственный остров – в своих территориальных водах или все-таки нет.

«С точки зрения международного права все это, безусловно, представляет определенный интерес, поскольку, если взять текущие международно-правовые нормы, данный вопрос не является до конца отрегламентированным», - констатирует Топорнин.

В случае военного использования эти проекты не изменят общий баланс сил

Как замечает эксперт, в описании проекта, речь идет о территориальных водах Польши, но все равно нужно посмотреть на то, как здесь будет развиваться ситуация. В проектном виде, с точки зрения международного права, поляки могут пойти на это действие.

«Если поляки делают все это в своих территориальных водах, то на новый остров будет распространяться польское национальное законодательство. Соответственно, здесь нельзя апеллировать к нормам международного права», - заключает Топорнин.

По словам Николая Борисовича, поляки хотят построить канал шириной в 120 метров и глубиной в 5 метров, а это говорит о том, что сюда смогут заходить только очень небольшие суда. Это подтверждает, что сам этот проект не изменит базовую ситуацию в регионе, а то, что Варшава хочет построить заодно и остров с какими-то особыми задачами, как бы оправдывает это начинание в глазах своего населения.

«Данный остров вряд ли может иметь большую военную ценность, учитывая специфику этого проекта и общую диспозицию в данном регионе, но, в то же время, Польша может здесь каким-то образом усилить свою политическую риторику», - резюмирует Топорнин.

Россия должна следить за данной ситуацией

Соответственно, здесь пока нельзя говорить о необходимости какой-либо серьезной озабоченности для России, хотя общие последствия данных действий Польши мы сможем оценить только в динамике. Впрочем, важно то, чтобы они не противоречили международному праву.

«В мировой практике к таким действиям прибегали Китай, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ. Впрочем, поляки уже заявили, что на этом острове никто не будет постоянно проживать, а, значит, это не расширение суверенной территории Польши», - констатирует Топорнин.

Пока поляки говорят, что данный остров будет выполнять не военные, а технические задачи, поэтому, если диспозиция здесь изменится, то это, конечно, может привести и к корректировке оценки этого прецедента, но пока данный казус необходимо трактовать именно так.

«Таким образом, нам нужно дополнительно изучить данный проект и, возможно, после этого российские специалисты сформируют по этому поводу какую-то специальную позицию, но пока это просто необычный прецедент», - резюмирует Топорнин.

На самом деле, мы имеем полное право истребовать нужную нам документацию с польской стороны с пояснением важных нам моментов, хотя, учитывая общий уровень российско-польских отношений, здесь могут возникнуть достаточно неприятные последствия.

«Наша страна должна выяснить, что это за проект, а затем понять, как этот остров будет влиять на проход российских кораблей, и будет ли он нам представлять какую-либо опасность. Пока же это просто инфраструктурный проект», - заключает Топорнин.