Лавров высказал и очень важный тезис, который заключается в том, что одной из главных проблем между Москвой и Токио является то обстоятельство, что военная деятельность США в Японии создает проблемы национальной безопасности России и Китая.
Вопрос мирного договора с Японией в последние месяцы стал одной из наиболее популярных тем российской внешней политики, причем масла в огонь здесь добавила японская сторона, заявившая о том, что Токио якобы должен получить южные Курильские острова.
Между Москвой и Токио идут постоянные переговоры
Россия, естественно, сразу дезавуировала заявление своих японских коллег, призвав Токио уважать и подтвердить итоги Второй мировой войны, а это, значит, и окончательный переход под суверенитет Москвы всех четырех островов южной Курильской гряды.
Другой вопрос, что стороны стремятся к тому, чтобы подписать мирный договор, который так и не был заключен по результатам Второй мировой войны, вследствие чего, между Москвой и Токио уже который год идут постоянные переговоры на уровне первых лиц государств.
Достаточно посмотреть, сколько раз встречались президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, для которого получение «северных территорий» – именно так в Японии называют все Курильские острова, является основным пунктом его внешнеполитической программы. Впрочем, не вызывает сомнений и то, что Абэ не добьется здесь от Москвы каких-либо территориальных уступок.
Сегодня в рамках данной проблематики произошла встреча между министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и его коллегой из Японии Таро Коно, на которой Сергей Викторович рассказал о существенных разногласиях между Москвой и Токио.
У России и Японии есть трудности по подписанию мирного договора
В этом ничего удивительного нет, поскольку для Японии подписание мирного договора с Россией фактически равно получению «северных территорий», поэтому практические перспективы данного процесса, несмотря на переговоры, вызывают серьезный скепсис.
Впрочем,
Это также логичное высказывание, поскольку между Токио и Вашингтоном в 1960 году был заключен фундаментальный договор по безопасности, который еще называют «азиатское НАТО». После этого Москва свернула выполнение декларации от 1956 года, которая была подписана СССР и Японией. Вследствие этого, до сегодняшнего дня «застряло» и подписание мирного договора с Японией.
С одной стороны, Лавров здесь повторяет тезис советской дипломатии, что подписание антисоветского договора с США закрывает для Японии реализацию декларации 1956 года и получение двух островов южной Курильской гряды, а с другой, вызывает интерес фраза про Китай. Непонятно, почему здесь был упомянут Китай, и есть ли вообще на этот счет какие-либо особые соглашения РФ и КНР.
Деятельность США в Японии представляет собой вызов России
Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО, профессор, доктор исторических наук Дмитрий Стрельцов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что данную ремарку Лаврова про Китай достаточно трудно детально прокомментировать.
«Сложно говорить о той подоплеке, которую Лавров вложил в данный тезис, но можно предположить, что министр иностранных дел имел здесь в виду то, что деятельность США в Японии представляет собой определенный вызов России. В то же время, все эти действия США направлены на сдерживание России, поскольку она является их геополитическим противником», - заключает Стрельцов.
И эта система координат делает геополитическим противником России и Японию, поскольку у Токио есть то самое соглашение с Вашингтоном, которое, по сути своей, заставляет японцев действовать во всех этих вопросах в одной упряжке с американцами.
«Что касается Китая, то у России с этой страной существуют отношения стратегического партнерства, и это отношения доверительные, поэтому мы очень плотно взаимодействуем на международной арене, но все-таки, я думаю, что Россия не считает Китай своим военным союзником, как и Китай, наоборот. Так что, здесь речь идет о взаимодействии, а не о военном союзе», - констатирует Стрельцов.
Ремарка про Китай является риторическим заявлением Лаврова
Таким образом, здесь имеет место риторическое заявление Лаврова, которое, видимо, не является следствием каких-то договоренностей между Россией и Китаем, но все-таки это еще раз демонстрирует общность интересов между нашими государствами.
«Это заявление со стороны Лаврова носит оценочный характер. Ведь присутствие США в Японии является деятельностью и по сдерживанию Китая, но практического эффекта на нашу дипломатию эта оценка не возымеет», - резюмирует Стрельцов.
Как считает эксперт, это очевидно из того, что Россия не является военным союзником Китая, поэтому данная оценка Лаврова не получит какого-либо прямого эффекта в рамках отечественной внешней политики и является риторическим приемом.
«Здесь можно сказать, что Россия, конечно, очень внимательно смотрит на развитие ситуации и на всю информацию по Северно-Восточной Азии и будет поддерживать здесь плотное взаимодействие с китайской стороной», - заключает Стрельцов.
Соответственно, данный тезис Лаврова показывает, насколько тяжело идут переговоры между Россией и Японией, поскольку в этом вопросе присутствует большое количество острых моментов, начиная с фактора США, заканчивая территориальными амбициями Токио.
Так что, нам остается ждать дальнейшего развития событий.