"Железные" правила, чтобы дети ни в чем не нуждались
Не подавай нищему милостыни, но дай ему удочку и научи удить рыбу.
Давайте определимся с позицией. Кто считает, что рождение и воспитание детей - это наш биологический долг?
И следующий вопрос. А правильная ли вообще цель “сделать так, чтобы наши дети ни в чем не нуждались до конца жизни”?
Сама формулировка цели скорее ложная. А вот намерения вполне себе неплохие. Давайте рассуждать с позиции выгоды и эгоистичных целей.
Нам как инвесторам очень выгодно, чтобы наши дети не были у нас на иждивении десятки лет. Еще это неплохая инвестиция. Не случайно в древние времена у людей было большое потомство. Понятия пенсии не существовало. Смертность была высокая. Поэтому приходилось рожать кучу детей. Многие из потомства вырастали балбесами. Но кто-то в итоге помогал на старости лет “подать стакан воды”. Диверсификация в чистом виде!
Детям такая эгоистичная позиция тоже выгодна. Их будущее при правильном подходе уже не является таким уж туманным. При наличии капитала их ждет счастливая жизнь. Особенно если этот капитал не свалился с неба, а был заработан своей головой.
Вот тут уже начинаются детали. Есть куча статей про финансовую грамотность детей. Что нам советуют в них?
- Давайте ребенку карманные деньги.
- Играйте в “Монополию”.
- Приучайте к книжкам про деньги.
- Откройте ребенку счет с возможностью снятия средств после 18 лет.
- Отправьте ребенка на низкооплачиваемую работу в качестве стажера.
Вы растите себе подобных
Ключевая мысль. Дети копируют поведение родителей. От того, что вы даете им карманные деньги пользы ноль. Ребенок все равно потратит их на слаймы, спиннеры или что там сейчас популярно у молодежи.
Вы должны измениться сами. Прекратить сверхпотребление, убрать понты, вести семейный бюджет, начать инвестировать.
Нищета плодит нищету. Транжиры плодят транжир. И наоборот.
Личный пример. Постоянно беседуйте с ребенком о деньгах. Показывайте глупые траты людей из своего окружения:
- Дорогие машины.
- Топовые смартфоны.
- Шмотки.
- Бесполезные игрушки.
Объясняйте в чем именно глупость. Но просите ребенка не дискутировать об этом со сверстниками. Все равно не поймут.
Затем объясняйте какие траты приносят пользу, выгоду, длительное удовольствие и сильные эмоции.
- Любые предметы, помогающие в развитии.
- Любимые хобби.
- Путешествия.
- Интересные развлечения.
- Спорт.
Список пожеланий к Деду Морозу на Новый год сильно изменился.
Берегитесь “авторитетов”
Здесь надо действовать очень аккуратно.
Ребенок часто рассказывает о диалогах с псевдоавторитетами.
Ребенок: Пап, мне учительница говорит, что надо учиться только на одни пятерки. А у меня проблемы в математике. Терпеть ее не могу.
Я: Почему на пятерки?
Ребенок: Ну как. Иначе я потом не поступлю в институт. Не найду нормальную работу.
Я: Слушай советы только тех людей, которые добились успеха в том, о чем они говорят. Не надо внимать карьерным советам человека с зарплатой в 30.000 рублей. Не надо слушать упреки курильщика в том, что детям курить вредно. Не надо прислушиваться к мнению толстого врача, который учит правильному питанию. Не надо слушать старших только лишь потому что у них есть морщины и седина.
Это сильно ломает логику ребенка. Возможно, что подобное вмешательство даже вредно. Но в будущем такой подход обязательно окупится.
Думайте о монетизации талантов ребенка
Вот здесь самое интересное. Мы часто отдаем детей в десяток разных кружков и секций. Сначала им везде интересно. Вскоре к чему-то они остывают, где-то у них не очень получается. Но обязательно будут те занятия, где ребенок достигнет значительного прогресса.
Фокусируемся и качаем только эти навыки.
Пример. Ребенку очень тяжело дается обучение в школе. При этом он увлекается футболом. Уровень “телесного” интеллекта у него зашкаливает. Еще ему нравится возиться с техникой. И нужно сфокусироваться только на этом. И вообще забыть про отметки в школе.
Спектр монетизации его талантов огромен: от автослесаря до детского тренера.
Еще пример. Ребенок ходит рисовать. Многие думают, что профессия художника - это путь в нищету. Но оказалось, что это далеко не так. Есть много профессий, где хорошо оплачивается умение рисовать. Тату-мастер, веб-дизайнер, специалист по компьютерной графике. И так далее. Профессионал без хлеба не останется.
Пусть у ребенка будет фора перед сверстниками
Пример. Меня отчислили из инженерного института с третьего курса. Я благодарю судьбу за эту возможность. И очень жалею, что потратил почти три года жизни на нелюбимое и бесполезное занятие. Если бы я начал карьеру бизнесмена и инвестора на три года раньше, то вышел бы на пенсию не в 35, а в 30.
Я решил, что мои дети такую ошибку не допустят. Вот несколько действий, которые позволят избежать ее:
- При первой возможности переходим на домашнее обучение
- Не идем в 10 и 11 класс. Забываем про ЕГЭ как страшный сон.
- Не поступаем в институт.
Когда я предложил эти идеи на семейном совете, то получил жесткий отпор.
В случае со старшим ребенком мне пришлось разными уловками и хитростями навязать свою волю. В школе мы в итоге доучились, а вот в институт не пошли. Сейчас понимаю, что я был прав.
Ребенок открывает свой первый бизнес на несколько лет раньше, чем это сделал я.
В свои юные годы он уже является мастером. Потому что мы следовали вышеперечисленным советам и фокусировались только на одном навыке. Этот навык уже сейчас позволит зарабатывать много... очень много для подростка.
ЭТО ФОРА В 7 ЛЕТ! ЗА ЭТО ВРЕМЯ МОЖНО ПОСТРОИТЬ БИЗНЕС, РАЗОРИТЬСЯ, ОСВОИТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЕ, СЕРЬЕЗНО НАРАСТИТЬ КАПИТАЛ. КОЛОССАЛЬНЫЙ ОПЫТ! А ДРУЗЬЯ ВЫЙДУТ ИЗ ИНСТИТУТОВ ТОЛЬКО В 22-23 ГОДА. И БУДУТ УЧИТЬСЯ ЗАНОВО.
Быстрое вовлечение в инвестиции
Обратите внимание, что мы пока мало затрагивали тему инвестиций. Это не случайно.
Все юные годы мы раскрываем таланты ребенка. В 16-18 лет мы учим его либо строить карьеру высокооплачиваемого специалиста, либо предпринимательству. На это нужны будут деньги. Но не очень большие.
Что будет дальше? А дальше будет нелегкий труд по 12 часов в день. И выход на высокий и стабильный доход.
Затем ваше уже взрослое чадо рано или поздно задолбается. И придет с вопросом “как жить дальше”. Вот тут мы и начинаем рассказывать про путь инвестора.
Объясняем ребенку, что оказывается есть тип людей, которые не работают за деньги. В разные годы они назывались по-разному - буржуа, рантье и пр. Этот класс людей люто ненавидит общество. Потому что не понимает его. Но жили они во все времена довольно неплохо.
Вы даете ребенку теоретическую базу: книги, семинары, лекции на Youtube, телеграм-каналы.
Почти одновременно отрабатываете практику: семейный бюджет, брокерский счет, покупка акций и облигаций, получение ежемесячного пассивного дохода.
Если доход ребенка еще не слишком велик, можно поиграть в сверхмотивацию. Например, положите на брокерский счет 10000 рублей. И удвоете эту сумму. Так появляется азарт и стимул. Фразы про депозиты, купоны, дивиденды уже не вызывают скуку и зевоту. Особенно после первых поступлений дивидендной “зарплаты” на счет.
Обязанности родителя
О чем думают многие богатые родители? Почему-то о наследстве. Огромный капитал, свалившийся с неба полностью меняет психику вашего чада. Ему уже не нужно думать и прилагать усилия. Поразмышляйте над этим.
Еще богатеи уверены в том, что ребенку надо идти по стопам родителей. Наследник должен взять в руки успешный семейный бизнес и управлять им. При этом ребенка никто не спрашивает. Его может тошнить от вашей строительной корпорации. Возможно, он всю жизнь мечтал о работе с кошечками и собачками. Не навязывайте ему стопроцентное повторение вашего пути. Только направляйте и объясняйте принципы.
А что же требуется от родителей на самом деле? Вы должны дать ребенку только четыре вещи:
- Здоровье.
- Персональное образование.
- Навыки инвестирования.
- Жилье (опционально).
Больше ничего. Дальше он сам...
Рекомендуем