Как ветеран СВО оказался в рабстве у цыган
Ветерана СВО держали в рабстве цыгане: что об этом известно, подробности
Волонтерам удалось освободить ветерана СВО, которого держали в рабстве в Тульской области. Кто попадает в современное рабство в России, что их заставляют делать, кто спасает людей из неволи?
Как спасли рабов с фермы в Тульской области
Участники Движения против рабства «Альтернатива» показали корреспонденту издания MySlo Артему Жильцову, как приходится спасать людей из современного рабства в России. С цыганской фермы в Тульской области им удалось вытащить десять человек, в том числе попавшего в трудовое рабство ветерана СВО.
Волонтер Артем Гончаров рассказал, что в «Альтернативу» обратилась жена пропавшего Александра Коваценко. 45-летний мужчина жил в крымском селе Вишневка, уехал на заработки в Москву и пропал.
«[Супруга] рассказала, что некоторое время назад пропал ее муж Александр. Поиски ни к чему не привели, но вдруг он ей позвонил и сообщил, что его держат в неволе цыгане. Назвал адрес и попросил вытащить его оттуда», — рассказал волонтер.
Александр находился на ферме в поселке Ровно в Тульской области. Между Ровно, соседним Карцово и Белёвым находятся огромные яблоневые сады, на которых работают десятки современных рабов. Бараки, в которых их держат цыгане, находятся на территории бывшей автобазы.
Когда волонтеры вместе с полицией прибыли на место, цыгане попытались убедить их, что никого не держат насильно. При этом им не платят: якобы люди, мужчины и женщины, живущие в бараках, подписали сезонные контракты и получат деньги после их завершения. В то же время цыганские хозяева откровенно признали, что высчитывают с работников деньги за питание и постой.
Работники рассказали, что их заманили на ферму обманом. Денег они не видели, но знали, что тех, кто попытается уйти, могут сильно избить. Документы, у тех из рабов, у кого они были, цыгане забрали «на хранение». Александр рассказал, что один раз попытался убежать, но его быстро настигли цыгане, затащили в машину и вернули обратно. Ему повезло: он догадался спрятать мобильный телефон в носок. У других средства связи отобрали сразу.
Как люди попадают в рабство к цыганам
Волонтер с силовой поддержкой полиции за спиной призвал всех людей выйти из бараков и тех, кто хочет, звал уехать с ним. Отмечается, что далеко не все рабы согласились, опасаясь мести цыганских хозяев. Те пытались провоцировать журналиста и волонтера и грозили полицейским, что их «важное начальство» будет договариваться в МВД.
Один из мужчин оказался мобилизованным. Выяснилось, что на СВО он ушел из подмосковной колонии, искупил вину и вернулся в Москву. Там вскоре он успешно расстался с деньгами и оказался на улице, а затем — в яблоневых садах под Белёвым. В общей сложности согласились уехать только 10 человек, включая Александра и бывшего мобилизованного.
«Большая часть — из Москвы и Подмосковья. Истории — как под копирку: сидели на улице, распивали алкоголь. В какой-то момент к ним подсаживался молодой цыган, представлялся и предлагал заработать: говорил, что нужно разгрузить фуру с картошкой, платит наличкой 2000 рублей. В дорогу брал водку с закуской. Сначала такой обаятельный весь, на улыбке. А когда мы начинали задавать вопросы, почему так долго едем, предлагал замолчать», — рассказали MySlo освобожденные.
По их словам, попав в трудовое рабство, они вскоре теряли надежду.
«Телефоны забирали. Документов нет. Куда бежать? Недельку поработаешь в садах яблоневых и втягиваешься — еды дадут, выпить нальют. Вырабатывают рефлекс — как у собак этих, павловских», — жалуются освобожденные рабы.
Почему полиция не мешает цыганам держать людей в рабстве
Многие из «работников» на видеозаписи были пьяны. Отмечается, что некоторые живут у цыган уже несколько сезонов и считают хозяев своими благодетелями, утверждая, что у них они «как у Христа за пазухой».
«Вот я никому не нужна в Москве, а тут крыша над головой и питание трехразовое. Вот ты меня на улице увидишь, дашь мне каши? Мимо пройдешь и нос поворотишь. Так что вали отсюда с предателями, их Бог еще накажет за такие фокусы», — объявила журналисту одна из «старинных» работниц, едва держащаяся на ногах.
В полиции волонтеру, освобожденным рабам и журналисту пришлось проходить долгую процедуру установления личностей, составления заявлений и опроса потерпевших. Полицейские не скрывают, что им прекрасно известна цыганская «трудовая колония» в Ровно.
«По факту никакой доказательной базы нет. Если бы мы нашли что-то, уже давно притянули бы их. Сам видишь: бараки нараспашку, в кандалах никто не сидит. И какое здесь незаконное лишение свободы, какое использование рабского труда? Ничего не докажешь», — объясняют полицейские.
Похищенные, по их словам, часто двух слов связать не могут, и очень трудно доказать, что их привозят незаконно.
«Будем откровенны, нормальные люди сюда не попадут. К нам же с вами на улице никто не подходит и не предлагает поехать разгрузить фуру за наличку. Нет, здесь личности маргинального типа, которые не могут или не хотят работать или страдают от зависимостей. В какой-то момент жизнь дала трещину, и они не смогли перестроиться», — резюмировали в полиции.
Кто попадает в современное рабство в России
MySlo отмечает, что согласно исследованию международной правозащитной организации Walk Free, в настоящий момент 49,6 млн человек в мире находятся в рабстве. Из них почти два миллиона приходится на Россию.
По словам журналиста MySlo, уже в Туле, куда они вывезли освобожденных, один из мужчин немедленно откололся от группы. Оказалось, что Вадиму из Старого Оскола цыганка на прощание дала бумажку 5000 рублей. Он исчез, а остальные спасенные уверенно сказали: пропьет и снова окажется в рабстве.
Волонтер «Альтернативы» объяснил, что в трудовое рабство чаще всего попадают мужчины средних лет, которые по разным жизненным обстоятельствам не в состоянии устроиться на нормальную работу: либо тюремное прошлое, либо вредные привычки, либо с особенностями здоровья.
«Они теряют паспорта, или хозяева отбирают документы. А без бумаг такие люди становятся беспомощными — как дети малые. Их в детстве учат не разговаривать с незнакомыми, а не бухать с незнакомцами не учат. Может так получиться, что мы отправим их по домам, а через полгода они опять в рабстве окажутся. Но даже если один из ста вернется домой, к нормальной жизни — значит, все это не напрасно», — объясняет он.
В настоящее время координатором «Альтернативы» выступает Евгений Рассказов с позывным Топаз, участник конфликта в Донбассе с 2014 года, ветеран СВО, бывший член ДШРГ «Русич». Движение организовал бизнесмен Олег Мельников в 2011 году. В сентябре 2022 года Мельников пропал без вести в Харьковской области во время наступления ВСУ.
Рекомендуем