09:55
20 апреля ‘24

Суданские военные не дали повторить сценарий «арабской весны»

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Классический сценарий революций под контролем США в арабских странах в Судане впервые за много лет дал сбой, передают корреспонденты ФАН.

После того как на прошлой неделе военные отправили президента Омара аль-Башира в отставку, ситуация в Судане постепенно начала стабилизироваться. Классический сценарий революций в арабских странах, с затяжными гражданскими войнами, партизанами и миротворцами под контролем США впервые за много лет дал сбой.

В причинах разбирались журналисты Федерального агентства новостей. 

Западный след

Конечно, можно сказать, что отставка аль-Башира — вынужденная мера, поскольку в последние дни до государственного переворота настроения на улицах были пугающие. Все шло к столкновениям, в которых жертв было бы не избежать. Именно поэтому военные оперативно включились в ситуацию, отправив президента в отставку более мирным путем, а не как это обычно бывает во время цветных революций.

Но вспомним историю: с 2007 года Судан находится под санкциями Соединенных Штатов, Европейского союза и ООН, что крайне негативно отразилось на состоянии экономики этой страны. Президент Омар аль-Башир крайне не нравился западным странам как в отношении политики, так и в вопросах сотрудничества.

Не секрет, что за многочисленными «арабскими веснами» стояли западные силы, проворачивающие один и тот же фокус во многих африканских странах. Так и в Судане последние несколько месяцев наблюдался уже избитый сценарий, когда легкое народное недовольство с помощью различных ресурсов превращается в настоящее восстание. За восстанием и массовым кровопролитием последовала бы военная интервенция США или коалиции стран НАТО.

Были задействованы социальные сети, в которых искусственно нагнеталась ситуация как для местных — были призывы выходить на улицу, так и для мирового сообщества — эффектные кадры с толпами «недовольных режимом» и «зверствами полиции» пестрели хештегами с названиями СМИ. Акции провокаторов не попадали в Сеть, а вот ответные действия полиции распространялись как свидетельства «немотивированной агрессии». Башир тогда пытался заблокировать соцсети — и к этому «протестующие» оказались готовы: началась массовая рассылка адресов VPN.

Заметна работа политтехнологов и на примере двух «икон» суданских протестов. В декабре появился образ мужчины с камнем, который тут же был перерисован в различных вариантах. Уже знакомая читателям ФАН «рука победы» Сороса крайне удачно стала одним из главных символов первых протестов.

В новой волне протестов, которая привела к снятию аль-Башира с поста президента, образ был выбран более миролюбивый — 22-летняя Алаа Салах, «женщина в белом» или «статуя Свободы Судана». Никому ранее не известная студентка Суданского международного университета была сфотографирована на машине, ее фото стали вирусными, а она сама стала давать интервью западным медиа.

Конечно, обвинить Запад напрямую не получится, ведь заметать следы у него получается более чем хорошо. И если бы военные не взяли ситуацию под свой контроль, неизвестно, как бы аль-Башир закончил срок президентства и что в дальнейшем стало бы со страной. Все помнят, как долго восстанавливался после революции Египет, как до сих пор стоят на улицах вооруженные автоматами военные в Тунисе и происходят подрывы смертников в Ливии. 

Суданские военные предвосхитили действия провокаторов

Омара аль-Башира нельзя назвать идеальным лидером, но и плохим его тоже не назовешь. Протесты в Судане начались не с пустого места, но недовольство росло даже тогда, когда правительство действительно делало шаги для стабилизации ситуации в стране.

Очевидно, что в какой-то момент провокации со стороны манифестантов, а если быть точным — провокаторов коммунистической партии Судана, дошли до такой степени, что остановить людей без применения силы было невозможно.

Именно в этот момент суданские военные проявили инициативу. Они быстро отправили аль-Башира в отставку, объявив в стране режим ЧС и комендантский час. Это было сделано для того, чтобы пыл народа убавился, а акции прекратились. И это помогло. Сейчас комендантский час отменен, а люди ждут формирования гражданского правительства.

Таким образом, суданская армия предотвратила цветную революцию и все кровавые последствия, которые могли случиться без ее вмешательства.

Дальнейшая судьба Судана

Теперь Судан ждет двухлетний переходный период, после которого в стране создадут гражданское правительство. До этого момента государством будет править Военный совет.

Работа не стоит на месте, и первые шаги к нормализации ситуации уже делаются. В минувшие выходные руководство Военного совета провело первые политические консультации с представителями партий и движений Судана.

Однако нормализация ситуации — явно не то, что требуется Соединенным Штатам. Действия Вооруженных сил Судана исключили возможность эскалации, а значит, и повод для введения иностранных войск. Однако даже провал первоначального плана «арабской весны» не останавливает Вашингтон от попыток дестабилизировать ситуацию.

Экстренный Военный совет объявил о том, что переходный период вводится на два года, а режим ЧС — на три месяца, чтобы страна оправилась от кризиса и приготовилась к выборам. Было уточнено и то, что переходный период и режим чрезвычайной ситуации могут быть сокращены. Однако США говорят о том, что власть нужно передать гражданским уже сейчас. К какому хаосу это может привести, предугадать несложно.

Заключение

Провал очередной цветной революции вряд ли подтолкнет Запад к отмене санкции в отношении Судана или помощи ему. При этом Военный совет уже успел объявить, что отдавать аль-Башира в руки Международного уголовного суда (МУС) пока никто не собирается. Поэтому ожидать поддержки от кого-либо, кроме постоянных партнеров, не имеет смысла. Вероятно, Военный совет продолжит развивать отношения с теми странами, которые ранее подтвердили готовность к сотрудничеству.

Основной проблемой Судана, которая и привела государство к перевороту, можно назвать экономическую нестабильность. Но у этой африканской страны есть все шансы на относительно быстрое восстановление. В этом заинтересованы и региональные партнеры, например Эр-Рияд, который обещал в ближайшее время отправить гуманитарную помощь.