22:47
26 апреля ‘24

Отсутствием транзитного соглашения с Россией Украина провалит "домашнее задание" Евросоюза

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Украина потеряла возможность заключить новый договор по транзиту российского газа по европейскому законодательству – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Газпром» требует реализации Третьего энергопакета

Дело в том, что глава компании «Газпром» Алексей Миллер заявил, что для Украины «поезд уже ушел», если взять вопрос подписания нового контракта по европейскому законодательству. Кроме того, Миллер подтвердил, что его компания не получала предложений из Киева по «своп-контрактам» на транзит российского газа. Именно таким вариантом недавно грозились в компании «Нафтогаз».

Вся проблема заключается в том, что срок действия базового соглашения между Россией и Украиной на транзит российского газа истекает 31 декабря 2019 года, а что будет затем – пока непонятно. «Газпром» и Еврокомиссия настаивают на подписании нового соглашения, но на условиях, которые бы устроили все три заинтересованные стороны, а Украина предлагает заведомо бесперспективные варианты.

«Газпром» здесь занял очень правильную позицию, заявив, что хочет заключить соглашение с украинскими партнерами по правилам ЕС. Украина ведь имплементировала европейское законодательство, пусть и не является страной-членом Евросоюза», - заключает Митрахович.

Несмотря на то, что Украина, как минимум, еще двадцать лет не сможет даже теоретически претендовать на членство в Евросоюзе, Киев взял на себя такие обязательства, которые и предлагает реализовать компания «Газпром», а «Нафтогаз» – напротив, не хочет этого делать.

«Эти украинские обязательства предполагают реформу в виде так называемого «анбандинга», т.е. антимонопольного разделения украинской компании «Нафтогаз». Она должна по новым нормам Евросоюза разделиться на несколько структур», - констатирует Митрахович.

В результате, такая функция, как управление газотранспортной структуры, должна быть передана отдельной украинской структуре, которая будет заниматься только этим вопросом, что, естественно, противоречит интересам руководства компании «Нафтогаз».

«Такая компания уже создана и называется «Магистральные газопроводы Украины». Просто она является номинальной, поскольку ей пока не переданы все полномочия и материальные активы. Так вот, по-хорошему, по правилам Евросоюза, эта новая структура должна провести аукцион на бронирование недозагруженной мощности украинской газотранспортной системы», - резюмирует Митрахович.

Очевидно, что на 1 января 2020 года никакой другой структуры кроме «Газпрома», которая могла бы воспользоваться услугами ГТС Украины, не будет. И это только подтверждает тот факт, что если бы Киев реализовал нормы Евросоюза, то этот вопрос был бы исчерпан.

«Конечно, Украина не хочет допустить такой ситуации, поскольку бронировать мощности украинской ГТС можно только на небольшой период. Это сроки на полгода или на год, что для «Газпрома» было бы оптимальным вариантом», - заключает Митрахович.

Украине не нравится «европейский вариант»

«Газпром» сейчас строит обходные газопроводы и не заинтересован в долгосрочном контракте с Украиной, поэтому такой вариант был бы российской стороне выгодным даже при сохранении высоких транзитных цен. Украинцы это тоже отлично понимают, и по этой причине этому очень активно сопротивляются, причем здесь действует и фактор меркантильных интересов руководства компании «Нафтогаз».

Не секрет, что господа Коболев и Витренко никуда не хотят уходить и собираются сохранить за собой контроль за нефетагазовым комплексом украинской экономики, и это является фактором, который крайне негативно влияет на вопрос транзита российского газа.

«Украина и ее союзники на Западе хотели бы, чтобы «Газпром» подписал с Киевом долгосрочный контракт на кабальных условиях, но российская компания на это, естественно, не идет, апеллируя в этом вопросе к законодательству Евросоюза», - констатирует Митрахович.

«Газпрому» не нужен долгосрочный контракт с Украиной, тем более, когда речь там будет идти о каких-то жестких лимитах. Вот поэтому наша компания и говорит, что как можно заключать контракт с «Нафтогазом», если по европейскому законодательству все должно быть иначе.

«Кстати, помимо этого нежелания Киева реализовывать транзит по европейскому законодательству, здесь есть и другая причина. Это именно внутриукраинские разборки, заключающиеся в том, что на Украине есть несколько вариантов реформы «Нафтогаза». Один из них предложен правительством Украины во главе с Владимиром Гройсманом, а второй Коболевым и Витренко», - резюмирует Митрахович.

По мнению Станислава Павловича, России выгодно то, что Гройсман и руководство «Нафтогаза» затягивают процесс «анбандинга», поскольку это позволяет нам говорить Еврокомиссии, что вся проблема заключается в Украине, и что европейцам именно с ней решать этот вопрос.

«Даже украинские эксперты говорят, что Киев не выполняет домашнее задание Евросоюза. Так оно и есть. Украина обязалась, что реализует этот проект, но все не может этого сделать и, более того, постоянно затягивает эту проблему», - заключает Митрахович.

Что касается ремарки Миллера, что к 1 января, скорее всего, не будет заключено нового транзитного соглашения, то вполне так может и быть, но это не означает коллапс транзита газа через Украину, поскольку у нас перед глазами есть грузинский вариант.

Ведь в этом году российский газ несколько месяцев транзитировался через Грузию в Армению без базового соглашения.