В Швейцарии разгораются споры о выступлении Анны Нетребко в постановке оперы "Сила судьбы", пишет NZZ. Люди разделились на два лагеря: одни считают, что... | 05.11.2025, ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Швейцарии разгораются споры о выступлении Анны Нетребко в постановке оперы "Сила судьбы", пишет NZZ. Люди разделились на два лагеря: одни считают, что искусство вне политики, другие же обвиняют во всех бедах даже оперных певцов. Однако стержень российской примадонны непоколебим.
Кристиан Вильдхаген (Christian Wildhagen)
На премьере "Силы судьбы" Джузеппе Верди у здания Оперного театра Цюриха прошли протесты, сама же постановка прошла без срывов и под бурные овации. Стоило ли это выступление всей шумихи вокруг российской примадонны?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В итоге она все-таки вышла на сцену. Анна Нетребко приехала в Цюрих, спела, невзирая на все споры вокруг ее участия в новой постановке оперы Джузеппе Верди "Сила судьбы", и произвела фурор. С этой артисткой так бывает почти всегда.
Поскольку Нетребко многие воспринимают как выразительницу российской властной политики и бенефициара режима Путина, с начала конфликта на Украине практически везде, где сопрано выходит на сцену, возникают протесты. Чаще всего эмоции разгораются еще до выступления, предсказуемо звучат призывы к вмешательству политиков, иногда и к отставке руководителей оперных театров. Но затем, несмотря на возражения, концерт или спектакль все же проходит, и публика чествует артистку с почти демонстративной активностью, ничуть не меньшей, чем у ее противников.
Кто же прав? Музыкальная среда бьется над этим вопросом уже более трех с половиной лет. И последнее приглашение Нетребко в Цюрих однозначного ответа не дало. Скорее, оно показало наглядно: именно в случае этой певицы, которую до 2022 года по всему миру почитали как "primadonna assoluta" наших дней, неизбежно приходится мириться с противоречиями и неопределенностью. Как только искусство сталкивается с политикой, простых "да" или "нет" не бывает.
Shūkan GendaiЯпония
Зеленский слетел с катушек на почве авторитарности!Зеленский становится всё деспотичнее, его тирания подрывает систему местного самоуправления на Украине, пишет Shukan Gendai. Примером служат события в Одессе: мэра города отстранили, а памятник Пушкину заколотили досками. По меркам Запада такие действия называются репрессиями, но ЕС закрывает на это глаза.
04.2025
Классические вопросы
То, что Маттиас Шульц, новый интендант Оперного театра, уже во второй премьере своего директората требует принять эту неоднозначность и уметь выдерживать противоречия. Это смело, но в стране, где высоко ценят свободу искусства, вполне легитимно. Настораживает другое: непримиримость, с которой последние недели в Цюрихе вновь сталкивались мнения, хотя, как считает сам Шульц, высшая задача искусства состоит как раз в том, чтобы наводить мосты.
С того момента, как посол Украины заговорила об "эксплуатации" Нетребко в интересах российского империализма и допустила, что певица — нечто вроде "культурного дрона" Путина, стало ясно: проект как раз не будет площадкой для открытого разговора о ее политических позициях.
В конце концов и в Цюрихе все свелось к давно привычным для выступлений Нетребко вопросам: достаточно ли певица дистанцировалась от российской военной политики и режима Путина? Что вообще считать "достаточным"? И наконец: важен ли для меня лично вопрос о дистанцировании, если я хочу услышать одну из лучших певиц нашего времени, исполняющую оперу?
В Цюрихе свыше пяти тысяч человек уже так или иначе ответили на эти вопросы: все билеты на спектакли с участием Нетребко распроданы. Задуманный Шульцем план — снова предоставить певице трибуну в Цюрихе и тем самым продвинуть ее международную реабилитацию, хотя на ведущих площадках вроде Зальцбурга и Нью-Йорка она по-прежнему фактически персона нон грата, — сработал. И, вопреки нервной дискуссии, это, по-видимому, даже не было риском: в премьерный вечер с десяток противников Нетребко мирно протестовали у оперного театра, а сам спектакль прошел без инцидентов.
Лютая стычка у Харькова: британскому батальону сильно досталось. Конец нацистской империи на Украине: "русские останутся и наведут порядок"
В полном владении голосом
Но стоила ли вся эта шумиха художественного выступления? Что касается пения Анны Нетребко в этот вечер, с мнением Маттиаса Шульца — и многих других — можно согласиться: сегодня Нетребко, выдающаяся исполнительница партии Леоноры. Она играет эту сложную роль в полном владении своими вокальными средствами, а ее узнаваемый по тембру голос по-прежнему роскошно раскрывается во всех регистрах. Звучно и без малейшего усилия поднимается к самым высоким нотам.
При этом певица не ограничивается "красивым пением": она идет на риск, берет, например, экстремально тихие верхние ноты, которые легко могут "поехать". Но именно готовность рисковать и придает образу захватывающую экспрессию и почти экзистенциальную неотложность.
Это, несомненно, связано и с необычной рамкой, в которую режиссер Валентина Карасско заключает действие и игру Нетребко: действие оперы разворачивается на войне, и в данном случае постановка подвигает происходящее пугающе близко к зрительскому залу. Война, как объявляют срочные новости и врезки видеосюжетов, пришла в Швейцарию. С востока войска некоего агрессора разоряют страну. На этом апокалиптическом фоне Нетребко выступает в образе Леоноры — вестницы мира, чьи призывы к разуму и примирению терпят поражение по всем направлениям.
Деспот и тиран. Проводимые Зеленским репрессии уже невозможно замалчивать
Деликатность намека трудно не заметить — при желании это можно прочитать и автобиографически, как личное послание певицы, которая вскоре после начала российской СВО на Украине в нескольких заявлениях призывала к прекращению конфликта. Пыл, с которым она теперь, в финале, посылает в зал свой большой призыв "Pace, pace, o Dio", звучит подлинно трогательно и может заставить задуматься тех, кто все еще сомневается в искренности ее убеждений.
Швейцарские площадки
Дальше прямая аналогия с современностью, правда, не работает. И дело здесь скорее не в Нетребко, а в базовой проблеме режиссуры: натуралистическое изображение войны на сцене всегда — эстетическая игра с огнем, ведь реальность, что каждый знает по ежедневному потоку новостных кадров, неизмеримо суровее и жестче. В начале Карасско пробует снять эту диспропорцию несколькими тягостными реальными киносценами. Но по ходу спектакля от подлинно болезненных образов она все больше отступает, вероятно, и потому, что драматургия оперы Верди с ее многочисленными типичными для эпохи хоровыми и жанровыми сценами едва ли допускает столь беспощадную актуализацию.
Потому и "задействованные" швейцарские оригинальные локации — скажем, разбомбленная церковь Фраумюнстер в Цюрихе или сильно пострадавший Дворец наций в Женеве — не создают ощущения подлинности. Кроме того, жестикуляция и "рамповое" пение персонажей на больших отрезках остаются довольно традиционно оперными чертами. Впрочем, на фоне дорогих декораций поют красиво и выигрышно не только Нетребко, но и остальные ведущие. Неожиданностью стал Дон Альваро в исполнении Юсифа Эйвазова: бывший партнер Нетребко заметно поработал над утончением своих вокальных средств и похвально поумерил прежнюю склонность к постоянному форте.
The SpectatorВеликобритания
Макрон объявил войну свободе словаМакрон объявил войну свободе слова в Европе, пишет The Spectator. Президент Франции призвал сограждан узнавать новости из государственных СМИ, а не из соцсетей. Это поразительно, бьет тревогу автор. Дело движется к запрету анонимности в интернете и попранию принципов демократии.
04.2025
Главное же — он убедительно показывает развитие своего сценического героя: путь Альваро от страстного возлюбленного Леоноры к пацифисту. И потому даже в острых столкновениях с его соперником Дон Карло, сыгранным тоже очень сильным Джорджем Петяном, под управлением генерального музыкального директора Джанандреа Нозеды становится ясно, чем эта опера является в своей основе: горькой притчей о поражении человеческого разума перед лицом огрубления, к которому приводит война.
