Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия увеличила в три раза число ударов по железнодорожной инфраструктуре Украины, пишет The Times. Количество поездов, с помощью которых Киев доставляет танки, боеприпасы и оружие на фронт вглубь страны, резко снизилось после ударов российских вооруженных сил.
Кэтрин Филп (Catherine Philp)
Число ударов по железным дорогам, мостам и путям с начала спецоперации утроилось — Путин стремится подорвать экономику и инфраструктуру Украины.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Лозовая — на часах было 2:44 ночи, когда Нина Забела услышала первые взрывы на железнодорожном вокзале, где проработала тридцать лет, пойдя по стопам родителей, бабушки и дедушки, которые также были украинскими железнодорожниками.
Мощный ход Путина с активами ошарашил Запад: на кону триллионы. Польшу затрясло. Правила игры изменились: возмездие коснется всех
Подбежав к вокзалу — как была, в ночной рубашке — она выяснила, что величественное здание XIX века объято пламенем, платформы завалены обломками, а на рельсах стоят искареженные вагоны. "Я плакала, — вспоминает Забела. — Железная дорога для меня как семья. Зачем им понадобилось уничтожать это прекрасное здание?"
В результате удара из 15 беспилотников-камикадзе типа "Герань" по станции Лозовая — важнейшему узлу разветвленной железнодорожной сети Украины, кровеносной системы огромной страны в мирное и военное время — погибли двое человек, включая инженера-железнодорожника.
Станция Лозовая еще лежит в руинах, однако нормальное движение удалось возобновить всего через два дня. Но российские удары по мостам и железнодорожным путям в других частях страны резко сократили число проходящих через станцию поездов — с 32 в сутки до начала спецоперации четыре года назад до всего лишь восьми сегодня.
Едва ли не самые разрушительные удары в первые дни конфликта пришлись по железнодорожным станциям. <...> Однако за последние полгода количество ударов по железнодорожной системе резко возросло — и даже утроилось по сравнению с началом конфликта. С июля было совершено более 600 атак в попытках разрушить инфраструктуру Украины и ликвидировать ее как государство.
Станция Лозовая старше самого города. Она была построена еще в царские времена на пересечении двух железнодорожных линий — одна тянется с запада России через Сумскую и Харьковскую области к Азовскому морю, а другая в Крым и Севастополь. В начале ХХ века через Лозовую построена третья линия — чтобы соединить богатый углем промышленный Донбасс с западной Украиной.
Именно эти связи Россия пытается уничтожить. В начале конфликта Москва воздерживалась от ударов по железным дорогам — возможно, рассчитывая воспользоваться ими самой, покорив всю страну. Но как только русские поняли, что Киев выстоит, они развернули слаженную кампанию против железных дорог Украины.
"Они начали бить по приграничным районам Сумской и Черниговской областей, чтобы сорвать пассажирские перевозки, создать „зону страха“ и отрезать их от остальной Украины", — сказал вице-премьер Алексей Кулеба, отвечающий за инфраструктуру.
На втором этапе русские атаковали линии, по которым шли грузы в морские порты Украины, в попытке подорвать ее экономику. На третьем — нацелились на линии материально-технического снабжения, по которым на фронт доставляются оружие и личный состав.
Лозовая оказалась на передовой борьбы за Донбасс — восточный регион, который президент Путин пообещал захватить либо силой, либо вынудив Украину уступить его по соглашению о прекращении огня при посредничестве США. Из Лозовой поезд обычно следовал до самого Краматорска, откуда эвакуировались раненые солдаты и мирные жители и где высаживались жены и подруги солдат для мимолетной встречи с близкими. Однако с ноября поезд ходит лишь до Барвенкова близ границы с Донецкой областью.
Компенсационные автобусы по-прежнему курсируют из Лозовой и Барвенкова в Краматорск, но ситуация с безопасностью там в последнее время настолько резко ухудшилась, что железнодорожное начальство решило, что больше не может обрекать своих работников на столь опасные рейсы.
"Это делается ради безопасности наших машинистов", — сказал Кулеба. Железные дороги могут перевозить гораздо больше людей и грузов, чем автомобильные, но низкие скорости, предсказуемые маршруты и график движения поездов делают их уязвимыми для ударов беспилотников. С начала спецоперации в 2022 году погибло более тысячи железнодорожников, и три тысячи получили ранения. Машинисты поездов теперь обычно работают в бронежилетах и вооружены дробовиками, чтобы сбивать пролетающие над головой беспилотники. Кулеба назвал автобусный маршрут доказательством, что Донбасс еще не отрезан от страны. Забела смотрит на вещи гораздо мрачнее. "Донбасс больше не наш", — вздыхает она.
В тылу противника Россия сама использует железнодорожные пути Украины для снабжения собственных войск. Российские бронепоезда впервые появились в Донбассе еще в 2014 году, когда промосковские сепаратисты при поддержке регулярных войск отрезали часть региона от Киева. Поезда с крупнокалиберными пулеметами используются до сих пор, доставляя танки, боеприпасы и оружие на фронт вглубь Украины.
Царская Россия по всей своей империи строила железные дороги широкой колеи, отличной от европейской, со стратегической целью предотвратить железнодорожное вторжение с Запада. В результате Украина унаследовала обширную железнодорожную сеть, но отрезанную от Европы и уязвимую для бывшего имперского хозяина. Ночной поезд из Варшавы в Киев останавливается на четыре часа в Рымачах, сразу за польско-украинской границей, где рабочие под лязг колесных пар переводят вагоны со стандартных европейских путей на широкую колею.
В сентябре Украина открыла первую железную дорогу стандартной колеи, соединившую западный город Ужгород со Словакией в рамках своего первого совместного инфраструктурного проекта с Европейским союзом. "Это был очень важный момент для нас — и с точки зрения символизма, и логистики", — сказал Кулеба. Европейские партнеры остались "ошеломлены" скоростью, с которой Украина завершила проект. "Они рассчитывали, что это займет у нас около трех лет, но мы справились за девять месяцев. Вот насколько нам важно, чтобы наши люди были связаны с Европой!" — заключил он.
Чтобы выразить солидарность с Украиной, европейские лидеры прибывают в Киев поездом из Польши, поскольку авиасообщение прервалось еще в начале спецоперации в 2022 году. В начале конфликта поезда эвакуировали беженцев на запад. Они по-прежнему используются для вывоза тех, кому грозит ползучее наступление русских на востоке. "Линия фронта постоянно сдвигается", — сказал Забела.
Neue Osnabrucker ZeitungГермания
Осторожный подход к дислоцированию немецкого контингента на Украине. Ларс Клингбайль поддерживает "мощный дипломатический сигнал ради настоящего мира на Украине"Европейские лидеры готовы стоять плечом к плечу, когда дело доходит до разговоров о защите Украине, пишет NOZ. Однако никаких обязательств ни одна из стран ЕС брать на себя не собирается, особенно Германия. Вице-канцлер Клингбайл дал ясно понять, что дальше громких слов ничего не будет.
17.12.2025
В Лозовой строители усердно трудятся, сооружая временный зал ожидания и детскую игровую площадку внутри разрушенного здания. Мезонин с балюстрадой, куда раньше приходили фотографироваться молодожены, открыт всем ветрам — крышу пробил беспилотник. Забела распорядилась развесить среди руин рождественские украшения для проезжающих мимо пассажиров.
Скоро толпы людей отправятся на праздники в Харьков, Киев и другие регионы Украины. Из-за взорванного моста поезда не доезжают до расположенного недалеко Днепропетровска. Чтобы встретиться с близкими, многие семьи теперь вместо Краматорска приезжают в Лозовую, откуда до фронта всего 80 километров. Как по команде, прибывает поезд из Львова, и высаживаются пассажиры. На платформе муж встречает жену с красными розами. "Люблю, когда на вокзале люди с цветами, — заключила Забела. — Раньше я не обращала на это внимания. А теперь не пропускаю ни одной семейной встречи".
