16:47
29 марта ‘24

Рекордные объемы российского угля разойдутся на международном рынке

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия может побить рекорды добычи каменного угля времен СССР. Это соответствует словам президента РФ Владимира Путина, что нужно увеличить экспорт угля за границу.

Практические перспективы развития угольной промышленности в нашей стране зависят от наличия рынков сбыта для добытого каменного угля – считает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.

Россия продолжает делать ставку на уголь

Дело в том, что министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что в текущем году будет превышен рубеж в 420 млн тонн добытого каменного угля. Это говорит о том, что Россия превзойдет максимальный уровень добычи угля в СССР, который был достигнут в 1998 году.

Например, обогащенного угля будет получено 195 млн тонн, что на 28 процентов выше старого советского рекорда.

Примечательно, что это заявление главы Минэнерго РФ было сделано в ходе сегодняшнего визита президента РФ Владимира Путина в Кемерово, где российский лидер отметил, что нашей стране нужно ставить задачу по увеличению экспорта каменного угля.

Конкретных цифр Путин не назвал, но это интересное заявление президента, учитывая современный тренд в развитых странах, который заключается в отказе от каменного угля и постепенном переходе на более экологичное топливо. Впрочем, в действительности это не более чем идеологический посыл, поскольку политика современного Евросоюза привела к совершенно противоположным результатам.

Достаточно вспомнить борьбу ряда европейских политиков с отечественным газом и ядерной энергетикой после аварии в японской Фукусиме. В Германии это привело к тому, что уголь в местном энергобалансе занимает сегодня до 48 процентов.

Главный вопрос заключается в направлениях сбыта каменного угля

И это неудивительно, поскольку «альтернативная энергетика» не может давать постоянные цифры выработки электроэнергии, поэтому энергобаланс нужно балансировать, а для этого лучше всего подходят газ или уголь. При этом, в случае отказа от АЭС, как в Германии, идет увеличение потребления традиционных энергоресурсов, а преимущество угля заключается в его низкой цене.

Именно такой принцип сегодня работает в Польше, где рост национальной промышленности сегодня происходит за счет роста потребления каменного угля, и в Чехии, где с помощью угля закрывают те дыры, которые образовались вследствие закрытия АЭС. Впрочем, здесь дело не в Фукусиме, а в последовательной борьбе Европейского союза с атомными станциями советского дизайна.

Можно также вспомнить и украинский казус, который заключается в том, что экспорт российского угля в Польшу и Украину за последние два года существенно вырос, но он носит заместительный характер вследствие организованной Киевом блокады Донбасса.

Существуют вопросы и к российскому национальному рынку, где идет ставка на развитие неугольного потребления, поэтому можно согласиться с российским президентом, что если где и потребуется рост добычи каменного угля в России, то именно за границей.

У российского угля есть несколько перспективных направлений для сбыта

«Российский уголь может понадобиться в черной металлургии, но это, естественно, будет не Евросоюз и не Япония, где уже давно перешли на другие виды топлива, а также в электрогенерации в виде классических ТЭЦ», - констатирует Грибов.

Здесь наиболее перспективны рынки Азии, где действительно возможно увеличение спроса на каменный уголь ввиду того, что в том же Китае до сих пор не ставится задача по отказу от данного энергоресурса и на соответствие общемировым экологическим требованиям.

«Впрочем, и в Евросоюзе у российского угля остаются определенные лазейки – есть там такие страны, как Болгария и Румыния, которые действительно заинтересованы в дешевом энергетическом сырье, которым может стать российский уголь. Так что, здесь действительно есть перспектива, хотя увеличение добычи должно идти под какие-то контракты», - резюмирует Грибов.

Здесь также стоит рассмотреть и вопрос более технологичного использования каменного угля в России – например, в постсоветский период в нашей стране поднимался вопрос об использовании данного ресурса для электростанций в переработанном виде. Это технологии на базе водной эмульсии, которые активно разрабатывал в России легендарный московский институт Теплотехники.

Главным направлением усилий здесь является Азия

Впрочем, как замечает эксперт, уголь, как массовое топливо будет постепенно уходить в прошлое, причем давно существует точка зрения, что век угля сменился веком нефти, после которых пришел век газа и век атомной энергии. Безусловно, столь четкая линия на сегодняшний день уже не выдерживает критики, поскольку энергетика развивается нелинейно, но все-таки она демонстрирует общие контуры развития.

Ведь каменный уголь, как двигатель национальной экономики, появился еще в XIX веке, причем весь огромный промышленный рост в Европе и Северной Америке базировался именно на потреблении данного энергоресурса, но на сегодня ситуация здесь качественно изменилась.

«В этом вопросе все-таки нельзя игнорировать Китай, который является крупнейшим потребителем угля. Черная металлургия и электроэнергетика этой страны работают именно на каменном угле, из-за чего Пекин не присоединяется ни к одному международному договору по климату, поскольку отказ от угля сразу сделает его экономику неконкурентоспособной», - заключает Грибов.

И здесь нужно отметить, что наш президент ничего не говорит просто так, поэтому данное заявление об увеличении экспорта, возможно, связано с переговорами с китайской стороной, тем более, наши крупнейшие месторождения территориально близки к Китаю.

«В этом плане нам перспективен не только Китай, но и вся Азия, поскольку основные российские угольные месторождения находятся за Уральским хребтом, поэтому действительно здесь можно наладить экспорт в Поднебесную», - констатирует Грибов.

Таким образом, здесь есть перспектива для экономики РФ, но для этого нужно, чтобы совпало ряд факторов.