08:06
29 марта ‘24

"Царь-двигатель" разрушит мечты Украины помешать России покорять космос

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Начало производства так называемого "царь-двигателя" призвано запустить поставленные перед Роскосмосом новые проекты

Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

НПО "Энергомаш" (предприятие "Роскосмоса") начало производство самых мощных в мире жидкостных ракетных двигателей РД-171МВ предназначенных для первой ступени новой ракеты-носителя "Союз-5" и сверхтяжелой ракеты "Енисей". Об этом стало известно из конкурсной заявки, размещенной "Энергомашем" на сайте госзакупок. Предприятие начинает закупать сортовой прокат литейных сталей и сплавов РД-171 для производства двигателей в рамках опытно-конструкторской работы "Феникс".

"По плану российской космической программы, первый запуск аппарата на РД-171 в модернизированной версии состоится в 2023 году, - отмечает специалист. – Соответственно, на эти сроки можно опираться в расчетах по срокам, отпущенным на разработку, техническое воплощение, испытание и проверки этого двигателя. На мой взгляд, сроки вполне реальные, так как принципиально новый агрегат с нуля не строится. Мы видим лишь доработку двигателя, который создан 30 лет назад.

РД-171 создавал все тот же "Энергомаш" и дорабатывал до модификации с литерой "М" в названии. В России куда более известен двигатель РД-180, на котором летает большинство наших носителей, и которые в большом количестве у Москвы закупают США. И РД-180 – это де-факто "располовиненный" РД-171, так как у первого две камеры сгорания топлива, у второго – четыре. То есть произвести и испытать РД-171МВ для предприятия не будет сложной задачей, которая потребует много времени и усилий".

На новых двигателях

Как заявлял глава "Роскосмоса", РД-171МВ является самым мощным в мире двигатель, а в корпорации его называют "Царь-двигатель". Начали собирать его для перспективной ракеты-носителя среднего класса "Союз-5" ("Иртыш"), которая придет на смену украинским "Зенитам". Также этот двигатель планируют использовать для выведения на орбиту многоразового пилотируемого корабля "Федерация", который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии "Союз" и автоматическим грузовым кораблям серии "Прогресс".

Отмечается, что на закупку проката сталей и сплавов для двигателя планируется потратить порядка 19,5 млн рублей. РД-171МВ - жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, работающий на паре кислород-керосин. От РД-171М отличается новой системой регулирования, исключающей использование импортных комплектующих, а также рядом технологических и конструктивных решений - например, применены дополнительные меры по защите от возгорания.

"Не уверен, что придуманное главой "Роскосмоса" Дмитрием Рогозиным название "Царь-двигатель" удачное. Царь-пушка, как мы знаем, никогда не стреляла, Царь-колокол – не звонил, а так называемая "Царь-ракета" взрывалась. Возможно, здесь есть некий символизм. По сути, "Энергомаш" доработает РД-171М до полностью российского, локализовав весь цикл производства. В первую очередь двигатель избавят от украинской электроники – поставки из этой страны, как известно, стали проблемой.

Двигатель получит электронные системы производства России и небольшие доработки, но основные схемы останутся неизменными. Это гидравлические схемы, "железо", системы впуска топлива – все это проверено на надежность десятилетиями испытаний и работает безотказно. Не даром проблемы с РД-171 были лишь на первых этапах испытания и эксплуатации – после устранения недостатков этот двигатель показал себя безупречным и никогда не давал сбоев", - подчеркивает эксперт.

"Иртыш" и "Енисей"

Разные версии РД-171 использовались для пусков сверхтяжелой ракеты "Энергия", а также российско-украинских ракет семейства "Зенит". Тепловая мощность РД-171МВ весом в 10 тонн составляет 27 млн киловатт, "что сравнимо с мощностью крупной гидроэлектростанции". Этот двигатель, мощность которого составляет 246 тысяч лошадиных сил на 5% мощнее американского однокамерного F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН "Сатурн-5", при габаритах, меньших в полтора раза.

При этом РД-171 предназначен для многоразового использования - аттестован для десятикратного применения. В августе гендиректор "Энергомаша" Игорь Арбузов заявил, что огневые испытания РД-171МВ пройдут до конца 2019 года, а в 2021 году поставят первый двигатель для летных испытаний в составе ракеты "Союз-5". Первый пуск ракеты, по его словам, планируется провести в 2023 году. Она будет способна вывести на низкую околоземную орбиту до 17 тонн полезного груза.

"Вопрос двигателя в принципе не был решающим в заявленных целях российской космической программы – его "Роскосмос" обязательно получит в срок. Другое дело, какие задачи "Союз-5" и сверхтяжелая "Енисей" будут выполнять с помощью РД-171МВ. "Иртыши", над которыми идет активная работа, созданы для выведения в космос космического корабля "Федерация", но Международная космическая станция будет эксплуатироваться еще максимум 8-10 лет, и большое число пассажиров с "Федерации" МКС не нужно.

С "Енисеем" тоже проблема, но уже финансовая. Сверхтяжелая ракета по первоначальным расчетам должна была обойтись в 1,2 трлн рублей – это огромная сумма. "Энергия" при повторных расчетах насчитала 800 млрд рублей на изготовление, но и это достаточно много. Пока же в правительстве РФ не декларируют создание лунной или окололунной станции взамен МКС. И базовых задач "Енисею" не ставится, но рассчитана ракета именно на подобные сложные проекты", - заключает Иван Моисеев.