09:18
25 апреля ‘24

Агрессия США в отношении Ирана и Ирака грозит новыми и неожиданными разворотами на Ближнем Востоке

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Удар США по Багдаду является не только нарушением международного права, но и возвращает мир в эпоху «права сильного», – считает первый проректор Московской высшей школы, доктор исторических наук Борис Шмелев.

США навязывают миру новую систему международных отношений

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что нельзя связывать нападения на посольство США в Багдаде с ударом ВВС США по иракской столице, который повлек смерть иранского генерала Касема Сулеймани и группы его коллег.

По словам Захаровой, американцы обратились в Совбез ООН по поводу ситуации с посольствами после нанесения своего ракетного удара, и это говорит о том, что мнение международного сообщества Вашингтон не интересует. Кроме того, Мария Владимировна заметила, что американцы за последние 5-6 лет неоднократно блокировали на Совбезе ООН осуждения нападений на посольства других государств.

Можно вспомнить хотя бы неоднократные нападения украинских националистов на российское посольство в Киеве.

Ключевым фактором в этой истории Захарова считает позицию Ирака, как государства, непосредственно подвергшегося нападению – иракский премьер-министр Адель Абдель Махди воспринял данный инцидент, как акт агрессии в отношении своей страны. В результате, в МИД РФ делают вывод, что ракетный удар США приведет к эскалации ситуации в регионе, что автоматически ударит по жизни миллионов людей.

С оценкой Захаровой необходимо согласиться, поскольку перед нами прямое нарушение международного права, в рамках которого США вмешались во внутренние дела другого государства, т.е. Ирака. И это не первый такой прецедент – в конце прошлого года США нанесли удар в Сирии и Ираке по позициям движения «Хезболла», которая тесно связана с Ираном и выражает его интересы.

По сути своей, американцы этими ударами вместе с убийством Сулеймани – необходимо придерживаться такой характеристики, поскольку войны между США и Ираном нет, а сама провокация проведена на территории третьей страны, демонстрируют, что Вашингтон будет и дальше вести свою агрессивную линию против Тегерана. Ведь известно, что Ирак и Сирия входят в иранскую «цепь сопротивления».

«Фактически, принципы международного права, как важнейшего регулятора системы международных отношений, на сегодня размыты и потеряли свое значение. В настоящее время на первый план выходит не «сила права», а «право силы», - констатирует Шмелев.

Шмелев полагает, что Штаты здесь действуют на основе тезиса, что «тот, кто сильнее, тот и прав». Заявлениями о том, что США не должны связывать себя какими-либо международными обязательствами, сейчас стали стандартными для Вашингтона.

«Такие заявления стали обычными для США еще в девяностые годы, и с тех пор они последовательно реализовываются политическим истеблишментом данной страны, поэтому в том, что мы сегодня видим в виде действий Вашингтона в Ираке, нет ничего нового и ничего неожиданного. Перед нами стандартное продолжение старой линии американцев», - резюмирует Шмелев.

Такие действия США дестабилизируют международную политику

Главный вопрос заключается в том, как этот вопиющий случай повлияет на расклад сил в мире и в регионе, поскольку иранцы могут на этот шаг ответить – Сулеймани был далеко не последним человеком в Тегеране, а такие действия могут затронуть всех игроков в регионе.

Например, стабильность в Сирии держится на соглашении между Россией, Турцией и Ираном, а американское присутствие в этой стране основывается на поддержке курдских бандформирований и воровстве нефти с сирийских месторождений. Против данной политики США в конце прошлого года жестко высказывался главный советник верховного лидера Ирана по Сирии и Ираку.

«Благодаря этим действиям США все видят, что международное право сегодня де-факто не работает, а главным фактором является сила в разных ее ипостасях, причем, на первый план здесь выходит ее военная составляющая», - заключает Шмелев.

Кроме военной силы это финансовое и экономическое принуждение, что выражается в политике американских санкций в отношении того же Ирана. Это позволяет Шмелеву сделать вывод, что мир вернулся к международно-правовой ситуации до 1945 года.

«В таком состоянии мир жил в течение многих веков, когда все решала сила. Да, был определенный период стабильности, когда в годы Холодной войны в международных отношениях все решалось двумя сверхдержавами», - констатирует Шмелев.

По мнению Бориса Александровича, в годы Холодной войны мир был недемократичный, зато устойчивый. Это было время, которое можно охарактеризовать, как конфронтационную стабильность, а сегодня никаких сдерживающих факторов больше нет.

«Такая политика США подстегнет гонку вооружений и дальнейшее развитие насилия в мире, как ответную реакцию на американскую мощь. И все это означает дальнейшую дестабилизацию системы международных отношений», - резюмирует Шмелев.

Ясно, как полагает эксперт, что ничего хорошего для Ирака, Ирана и всего Ближнего Востока данный инцидент не принесет.

«Я думаю, что Иран будет думать о том, как ответить на такие действия США, поскольку Сулеймани был не последней фигурой в Тегеране, поэтому мы обязательно увидим новые и неожиданные развороты в ближневосточной ситуации», - заключает Шмелев.