04:41
20 апреля ‘24

Эксперт Арефьев «расшифровал» заявление Кудрина о маневре власти для снижения налогов

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Правительство РФ действительно обладает возможностью для снижения налоговой нагрузки в стране благодаря прочности российского бюджета, рассказал ФБА "Экономика сегодня" эксперт Петр Арефьев.

Правительство РФ действительно обладает возможностью для снижения налоговой нагрузки в стране благодаря прочности российского бюджета, рассказал ФБА "Экономика сегодня" доцент кафедры «Макроэкономика» Финансового университета при правительстве РФ Петр Арефьев.

Глава счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин предположил, что правительство обладает возможностью для снижения налоговой нагрузки. Об этом он заявил, отвечая на вопросы журналистов. При этом Кудрин не уточнил, о каком именно маневре идет речь.

«В последнее время поступления в российский бюджет повысились. Произошло это благодаря появлению онлайн-касс, а также тому, что Михаил Мишустин до вступления в должность премьер-министра РФ навел порядок в налоговом ведомстве», – отметил эксперт.

Закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, вступил в силу с 1 января 2019 года. Необходимость принятия таких мер объяснялась тем, что было необходимо определить долгосрочные источники финансирования, в том числе и национальных проектов.  

Предполагалось, что повышение должно было помочь получить несырьевые источники дохода, размер которых бы не менялся в связи с колебаниями внешней экономической конъюнктуры.

«Но повышение сказалось на сужении налогооблагаемой базы и ее влияние на ВВП, так как предпринимателям, малым и средним, необходимо нести налоговую нагрузку. Однако все же позволило изыскать поступления в федеральный бюджет», – подчеркнул Арефьев.

Напомним, что изначально Министерство финансов Российской Федерации предлагало повысить ставку НДС до 22%, однако в результате обсуждений было принято решение о менее существенном повышении. Министр финансов Антон Силуанов объяснял, что решение о поднятии налоговой ставки было самым безобидным из рассматриваемых правительством.

Повышение налога на 2% помогло принести в бюджет около 2 трлн рублей, необходимых для выполнения задач, указанных в документе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президента РФ Владимира Путина. Согласно расчетам министерства финансов, эта мера должна была обеспечить федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд рублей в 2019 году, а также 678 и 728 млрд в 2020 и 2021 годах.

Налоговый маневр: что можно сделать

Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин отмечал также, что правительство из-за прочного бюджета могло бы отложить повышение на два-три года. К слову, изучая идею об изменении ставки НДС, власти рассматривали одновременное снижение социальных взносов работодателя во внебюджетные страховые фонды, которые в итоге остались на уровне 30%.

«Возможности, которые есть у правительства, могут включать в себя снижение налога на прибыль, пересмотр ставки НДС и возможное ее сокращение. Отмечу, что НДС распределяется и между производителем, и между потребителем, который ощущает налог в виде надбавки в цене.

То есть возможно было бы вернуться к тем доходам бюджета, которые были до изменений и повышений, но через снижение официальных налоговых ставок. То есть пойти на временное сокращение, ради регулирования степени налоговой нагрузки. Это первоначальные моменты, которые следует учесть», – объяснил Арефьев. 

Также эксперт обратил внимание на то, что уход малых и средних предприятий из-за разорения продолжает сказываться на состоянии российского бюджета. В связи с сокращением их количества, соответственно, снижается и уровень поступлений в казну. Отметим, что НДС – это основной налог федерального бюджета, обеспечивающий треть всех поступлений и находящийся на втором месте после нефтегазовых доходов.

«Граждане, которые заняты сейчас в малом и среднем бизнесе, безусловно, испытали на себе повышение НДС. Какие-то из предприятий смогли адаптироваться, а какие-то нет. К слову мировая практика показывает, что данный вид предпринимательской деятельности составляет 28-30% ВВП, однако дает 75-80% рабочих мест. Поэтому там использование возможности налогового маневра проводится ради того, чтобы избежать сокращения числа малых и средних предприятий и сокращения рабочих мест», – рассказал эксперт.

Петр Арефьев акцентирует внимание на том, что 2020 год является наиболее благоприятным периодом, в течение которого можно применить меры по снижению налоговой нагрузки в России.

«Последнее время все более заметно, что мировой финансовый кризис немного отодвигается, а обсуждение поправок в Конституцию РФ дает хорошую почву для того, чтобы рассмотреть и варианты снижения налоговой нагрузки.

Думаю, правительство могло бы провести налоговой маневр и показать тем самым, что в стране существуют благоприятные условия для бизнеса. Но, скорее всего, власти не решатся пойти на краткосрочное снижение бюджетных послаблений в ближайшее время», – резюмировал Арефьев.