08:48
20 апреля ‘24

Маршрут "Академика Черского" корректирует график достройки "Северного потока-2"

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Курс "Академика Черского" на порт Суэц не оставляет сомнений: судно идет в Балтийское море для достройки "Северного потока-2"

Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Краново-монтажное трубоукладочное судно "Академик Черский", которым официально владеет "Газпром", взяло курс на порт Суэц в Египте - вход в одноименный канал, соединяющий Красное море со Средиземным. Изначально пунктом следования трубоукладчика, вышедшего в начале февраля из российского порта в Находке, значился Сингапур. Незадолго до прибытия туда порталы отслеживания положения морских судов Marine Traffic и Vesselfinder указали новую точку назначения - Коломбо на Шри-Ланке.

По предварительным расчетам, до Суэца "Академик Черский" может дойти ориентировочно к 25 марта. Министр энергетики России Александр Новак в декабре сообщал, что использование "Черского"- это один из вариантов достройки "Северного потока-2", но потребуется некоторое время на дополнительную подготовку судна для этого.

"Указание порта Суэц в качестве пункта назначения показывает, что это лишь очередная промежуточная точка в движении российского трубоукладчика, - отмечает аналитик. – В Египте ему делать нечего – судно пойдет через Средиземное море к европейским берегам. Этот маршрут не оставляет сомнений, что "Академик Черский" направляется в Балтийское море для достройки "Северного потока-2". Альтернативой разве что в шутку можно предположить, что оно везет гумпомощь пострадавшей от коронавируса Италии.

Конечно, гораздо быстрее и дешевле было переправить трубоукладчик по Северному морскому пути. Но нельзя забывать, что санкции к "Северному потоку-2" вводились зимой, а в январе-феврале этот арктический переход наглухо сковывают многометровые льды. Очевидно, руководство "Газпрома" пришло к выводу, что не стоит терять время, и направило судно в обход материка через Азию. Такому решению явно предшествовал просчет всех вариантов с последующим выбором оптимального.

И теперь мы видим, что достройка "Северного потока-2" уже расписана по новому графику, которого российская сторона всячески постарается придерживаться. Первым этапом станет доставка судна к месту погрузки труб, где оно после долгого перехода должно пройти профилактику, подготовку и ремонт. Возможно, уже в мае прокладка  на датском участке трубопровода может возобновиться".

Риски задержки строительства остаются

"Северный поток-2" - две нитки газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья РФ через Балтийское море до Германии. Его строит компания Nord Stream 2 AG с единственным акционером - "Газпромом". Европейские партнеры - британо-голландская Royal Dutch Shell, австрийская OMV, французская Engie и немецкие Uniper и Wintershall. Они вместе финансируют проект на 50% - на сумму до 950 млн евро каждый. Вторая половина в 4,75 млрд евро - вклад "Газпрома".

США в декабре ввели санкции против проекта, потребовав от компаний, ведущих прокладку, немедленно прекратить строительство. Швейцарская Allseas практически сразу заявила о приостановке прокладки газопровода, хотя еще почти две недели могла работать в акватории Дании. Президент РФ Владимир Путин и руководство Минэнерго выражали уверенность: трубопровод будет достроен и запущен. Предположительно, газ по нему пойдет в Германию к концу текущего года.

"Стоит учитывать, что даже если судно начнет укладку труб на последнем участке в июне, ему придется работать по двум веткам газопровода. Причем одна из них в большей степени готовности, чем другая. В целом обе составляют протяженность порядка 160 километров. Но "Академик Черский" не самое быстрое и совершенное судно в своем классе, его скорость прокладки порядка 1-1,5 км труб в сутки. Даже если брать минимальный показатель, на работу потребуется около пяти месяцев.

То есть к середине осени теоретически прокладка может быть полностью завершена. Компетенций "Академика" вполне достаточно – он способен работать на глубинах до 100 метров, тогда как максимальная глубина на недостающем датском отрезке – 70 метров, минимальная и вовсе 40 метров. Явно в способности завершить работы не сомневается и "Газпром".

Риски при этом все еще остаются – полностью они "обнулятся" только когда по "Северному потоку-2 пойдет первый газ. Так, "Академик Черский", к примеру, может быть задержан под предлогом карантина или по другому надуманному поводу в пути следования – на его пути немало стран, являющихся официальными союзниками США и членами НАТО. Но "Газпром" явно просчитывал и такие варианты перед тем, как принял решение направить трубоукладчик в обход Евразии по югу", - заключает Александр Фролов.