Рост турецких закупок российского газа объясняется условиями базового контракта, считает заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Турки восстановили закупки российского газа
Турецкий регулятор EPDK сообщил, что «Газпром» поставил в августе Турции 1,37 млрд кубов газа. Компания вернула лидерство на газовом рынке Турции – в целом за 2020 год это место занимает Азербайджан.
В первом полугодии турецкая компания Botas сократила закупки у России на 41% до 4,7 млрд кубов газа. Из-за этого остановились поставки по «Голубому потоку», а «Турецкий поток» оказался недозагруженным.
«Такая ситуация ожидалась. Турецкие контрагенты в первой половине года не выполнили обязательства по отбору газа, и это грозит им штрафом. В 2019 году частные турецкие трейдеры не отобрали нужный объем газа и оказались должны «Газпрому» серьезную сумму, зато в Botas сделали все, чтобы уложиться в контракт», - констатирует Гривач.
Вероятно, в 2020 году данная история повторится – турки умеют очень хорошо считать деньги.
Турецкие партнеры «Газпрома» обязаны выкупить 80% законтрактованных объемов, поэтому во второй половине 2020 года в Botas вернулись к закупкам российского газа, несмотря на политические заявления Анкары.
В Анкаре заявляли, что сделают выбор по газу в сторону Азербайджана, но договор есть договор, а с точки зрения перспективы газовые возможности Баку полностью не закрывают нужды Турции.
«В Botas намерены если не выйти на контрактный уровень отбора, то минимизировать штрафы. Возможно, турки считали, что в первом полугодии 2020 года им будет выгодней отказаться от российского сырья в пользу альтернативы. Тогда на рынке было пресыщение, а на спотовом рынке стояли бросовые цены», - заключает Гривач.
Сегодня ситуация поменялась, а цены на газ ушли с минимальных отметок, наблюдавшихся в мае-июне.
«Действия турок объясняются коммерческой стратегией, поэтому ситуация возвращается к базовому контракту. Еще не надо забывать про то, что цены в российско-турецких контрактах привязаны к нефти с временным лагом в полгода, поэтому теперь они ниже тех, что были в первом полугодии», - констатирует Гривач.
В 2020 году на мировом рынке сложилась специфическая ситуация, позволившая Турции и другим клиентам «Газпрома» воспользоваться альтернативами, которые в другое время были бы им не выгодны.
Газ стал частью турецкой внешней политики
Турки продолжают диверсифицировать импорт газа и имеют успехи. Во-первых, это «Турецкий поток», который сделал Турцию важным участником российского газового экспорта, а во-вторых, газопровод TANAP, который позволяет Анкаре изображать энергетическую независимость от России, пусть это и далеко от реальности.
Еще у Турции есть СПГ-терминалы, из-за чего возникают вопросы о перспективности турок как потребителей российского газа. Тем более турецкое руководство периодически позволяет себе спорную риторику.
«Современная ситуация стала следствием энергетической политики Турции, поощряющей использование угля в энергетике. Турки нарастили его потребление, идя вразрез с мировыми тенденциями. Турция не подписала Парижское соглашение, поставив себя в статус страны-изгоя в климатической политике», - заключает Гривач.
Турция продолжает вести оригинальную, не всегда рациональную линию, и это необходимо учитывать России.
«Такое положение Турции имеет риски, в том числе и для развития турецкой экономики. В целом это не совсем правильная политика в энергетике, поскольку перед нами возвращение к доисторической структуре энергобаланса. Может быть, это также связано с внешнеполитической линией Эрдогана», - резюмирует Гривач.
Турция пытается использовать энергетику в качестве внешнеполитического козыря и ищет возможность для маневра.
«Анкара хочет усилить свои позиции на международной арене», – констатирует Гривач.
Примером является ситуация в Нагорном Карабахе, где турки поддерживают Баку. Это нервирует Россию, потому что создает нам ненужные риски в стратегически важном Закавказском регионе.
Турки осторожно смешивают экономику и политику
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что турки не будут политизировать тему закупок российского газа, потому что для них это экономика.
«Турция прагматичная страна, поэтому в Анкаре пытаются добиться меньшей стоимости газа. Тут экономическая история, когда турки стараются найти наиболее выгодный вариант покупки газа», - констатирует Гривач.
У них есть подспорье: базовые условия на турецком газовом рынке улучшились по сравнению с 2019 годом.
«У Турции появилось несколько направлений для того, чтобы импортировать газ. Турки увеличили закупки СПГ, открыли в этом году газопровод TANAP. Так у Анкары появилась возможность выбирать», - заключает Гривач.
На турецкую риторику накладывает отпечаток геополитика, но ее влияние не надо гипертрофировать.
«Турки периодически выносят экономику на политическое поле, но дело еще не доходило до крайностей. Однако все возможно – тут сложно предсказывать дальнейшее развитие событий», - резюмирует Гривач.