21:08
19 апреля ‘24

Авария в Финляндии поставила вопросы по атомной энергетике ЕС

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

ЧП на АЭС "Олкилуото" показательно для европейской энергетики, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

На АЭС "Олкилуото" случилась аварийная ситуация, в результате которой отключился второй энергоблок. Радиационная обстановка в Финляндии нормальная – радиация из реактора не попала в окружающую среду.

Первый блок АЭС был введен в эксплуатацию в 1979 году, а второй – в 1980 году. Станция оснащена энергоблоками BWR-2500 производства компании ASEA-ATOM, вошедшей позднее в американо-японский концерн Westinghouse.

Данная структура является главным конкурентом Росатома на европейском рынке. Она пытается перехватить обслуживание АЭС советского дизайна – такую политику Westinghouse проводит на Украине.

В ЕС идет критика атомной энергетики

ЧП в "Олкилуото" большой опасности не представляет, но показателен факт неполадки.

Обычно западные СМИ критикуют вторую финскую АЭС "Ловииса", которая была построена в Финляндии советскими специалистами. В "Ловиисе" стоят отечественные реакторы ВВЭР-440/213, введенные в эксплуатацию в 1977 и 1981 годах.

По атомной энергетике в ЕС популярны два мифа. Во-первых, то, что она опасна, а ее электрогенерация является грязной – эту линию лоббируют так называемые зеленые, а во-вторых, что российские АЭС опасны вдвойне.

Данный эпизод разрушает оба стереотипа – у реакторов много систем защиты, а с российскими АЭС проблем меньше, чем с западными. В ЕС и за пределами Финляндии успешно работают несколько построенных СССР атомных станций.

«Судьба атомной энергетики в ЕС является дискуссионным вопросом. Существует Германия, где с 2011 года после аварии на японской Фукусиме началась антиатомная истерия. Иначе этот процесс назвать нельзя», - констатирует Фролов.

В 2011 году установленная мощность немецких АЭС составляла 22 ГВт, а теперь она сократилась до 8 ГВт.

«Закрытие АЭС является недешевым мероприятием. Нельзя просто взять и закрыть станцию, повесив на ней амбарный замок – данный процесс похож на строительство со знаком минус и требует значительных затрат», - заключает Фролов.

ФРГ решилась на этот шаг, но сейчас об этом там вспоминают все меньше и меньше, учитывая замещение атомной энергии электроэнергией, вырабатываемой на буром угле. Немцы обменяли супер хайтек XX века на энергетику XIX.

«В ФРГ действует политическое решение: до 2022 года оставшиеся в стране АЭС должны быть закрыты. Это создало рыночное окно, которое в другом случае не появилось бы в немецкой экономике», - резюмирует Фролов.

За последние десять лет потребление электроэнергии в ФРГ не выросло, в отличие от Китая. Пекин может одновременно строить атомные, ветровые, угольные, газовые и любые другие электростанции, потому что там есть спрос.

«Китаю не надо зажимать какой-то сегмент для строительства новых электростанций, а в Германии все наоборот – немцам приходится заниматься подсечно-огневой энергетикой, т. е. развивать один сегмент за счет другого», - констатирует Фролов.

Первой жертвой процесса стала атомная энергетика, но это не характерно для всего Евросоюза.

В ЕС есть спрос на российские атомные технологии

Угольные станции периодически закрываются и строятся в Европе. Сейчас Росатом возводит новые энергоблоки на АЭС «Пакш» в Венгрии. Планируется новый проект в Финляндии АЭС под названием "Ханхикиви-1".

«Проблемой АЭС в Европе является стратегическая линия Брюсселя по проведению гомогенной энергетической политики – цены там должны быть одинаковые, несмотря на разность энергоресурсов», - заключает Фролов.

В ФРГ одни из самых высоких цен на электроэнергию, которые повышаются параллельно с развитием альтернативной энергетики. Такую цену средний немец платит за закрытие АЭС, строительство ветряков и солнечных батарей.

Ведущей атомной державой ЕС остается Франция, там самая большая доля атомной генерации среди главных мировых экономик, но Париж не строит новые реакторы, потому что у внутреннего потребителя нет на это спроса.

«Атомная энергетика является энергетикой больших потребителей. Станции надо строить рядом с большими предприятиями, которым нужны крупные объемы электроэнергии», - резюмирует Фролов.

АЭС плохо приспособлены для перепадов спроса, которые случаются ежесуточно и зависят от погодных условий. Так что АЭС не нужны для обеспечения электроэнергией сельских поселений и небольших городов.

Однако в крупной экономике они необходимы, из-за этого развивающиеся страны так сильно интересуются российскими АЭС и планируют воспользоваться услугами Росатома для реализации подобных проектов на своей территории.

«Будущее атомной энергетики зависит от развития промышленности. ЕС подтверждает это. Некоторые страны строят атомные станции, а некоторые – закрывают, но по не тем соображениям, которые должны быть основой таких решений», - констатирует Фролов.

Финляндия, в отличие от ФРГ, ведет рациональную энергетическую политику, а что касается аварии на АЭС "Олкилуото", то она увеличит желание финнов воспользоваться российскими атомными решениями.