01:42
19 апреля ‘24

Первые признаки нового «Чернобыля» проявились на Ровенской АЭС

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В деградации украинской энергетики нет ничего удивительного, заметил ФБА «Экономика сегодня» политолог Богдан Безпалько.

Первый энергоблок Ровенской АЭС отключился из сети после срабатывания автоматической защиты. Причины произошедшего выясняются, но это не первый случай на Украине. В остановке реактора ничего необычного нет: такие инциденты иногда случаются даже с самой сложной и совершенной техникой.

Однако дело происходит на Украине, где продолжается планомерная деградация инфраструктуры.

Украину ждет энергетический коллапс

Разрыв отношений с РФ и блокада Донбасса привели к тому, что на Украине возросли требования к атомной генерации. Атомные станции уже шесть лет работают на пиковых мощностях, давая стране 50% электрогенерации.

Для атомных станций – это не проблема, решение таких задач заложено в проект, но есть вопросы по уходу за техникой.

В апреле 2020 года ветераны украинской атомной промышленности написали письмо на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля и председателя Верховной рады Дениса Разумкова, в котором сообщили о существующих проблемах.

Эксперты утверждают, что в украинской ядерной энергетике сложилась угрожающая ситуация. Качество управления отраслью находится на низком уровне, а дезорганизация энергорынка привела к неплатежам за электроэнергию. Регулятор НАЭК «Энергоатом» испытывает постоянный дефицит средств для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС и закупок ядерного топлива.

Такое положение дел создает риск вынужденной остановки энергоблоков и техногенной катастрофы вроде Чернобыля.

Украина паразитирует на советском наследии, которое в ближайшие годы подойдет к концу. Если в 2014 году коллапс настиг украинскую промышленность, то в двадцатые годы XXI века данная участь ждет энергетику страны.

На Украине действуют четыре АЭС с 13 энергоблоками. Два из них – это ВВЭР-440, а 11 – ВВЭР-1000. Реакторы являются представителями одной линейки: ВВЭР-1000 – это развитие ВВЭР-440.

Сегодня в Ровно отключился ВВЭР-440. Это самый старый энергоблок на Украине, построенный еще в 1973 году. Срок его эксплуатации был продлен до 2031 года с первоначального 2010 года, но это не будет продолжаться бесконечно.

В 2020-е годы украинцам придется думать о закрытии АЭС. Другого варианта у Киева нет, любые эксперименты грозят техногенной катастрофой, особенно если их будут проводить нероссийские специалисты.

Замены существующим АЭС на Украине не прослеживается – денег на новые проекты нет, а отношения с РФ и Росатомом Киев испортил.

Одновременно в 2025 году начнется коллапс украинской ГТС, а вместе с ней и газовой системы страны. После окончания строительства «Северного потока – 2» Россия не продлит газотранспортное соглашение на существующих условиях – поставки через Украину станут меньше предела рентабельности в 40 млрд кубов, а неважное состояние труб обернется ликвидацией инфраструктуры.

Если ничего не изменится, то Украина к началу 2030-х годов останется без атомной и газовой энергетик.

Украина плывет по течению

«В Киеве о будущем никто не задумывается. Были попытки переделать украинскую энергетику под западные стандарты и нероссийское топливо, но они спровоцировали аварийные ситуации», - констатирует Безпалько.

Топливо американо-японской компании Westinghouse используется на пятом энергоблоке Запорожской АЭС и на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС. К техногенным катастрофам это не привело, но то, что украинцы не стремятся перевести на Westinghouse другие реакторы, демонстрирует спорность решения.

«В рамках процессов, происходящих на Украине, атомная и газовые энергетики будут демонтированы. Тем более, для США, которые являются основным союзником Украины, это выгодно», - резюмирует Безпалько.

Данное обстоятельство ослабит позиции РФ – Росатом как минимум потеряет рынок сбыта, и российско-европейские отношения.

«Разрушение украинской ГТС лишит возможности перекачивать российский газ через территорию Украины», - резюмирует Безпалько.

«Северный поток», «Северный поток – 2» и «Балканский поток» закрывают современные поставки через Украину, но потребление газа в ЕС может, во-первых, вырасти, а во-вторых, некоторым потребителям проще закупать сырье по традиционному маршруту.

«Процессы деградации на постсоветском пространстве выгодны коллективному Западу, за исключением ЕС, для которого ГТС Украины является фактором энергетической безопасности», - констатирует Безпалько.

Деградация украинской энергетики продолжает тренд, заложенный Киевом в девяностые годы, и который получил безусловный характер в 2014 году. Никаких шагов сторону от этого пути на Украине не прослеживается.

«Пока ничего не меняется. Мне кажется, что украинские элиты не в состоянии это сделать – они не управляют страной, а их сфера влияния становится все меньше и меньше. Киев не может добиться запрета на экспорт леса-кругляка и локализации автостроения, но принимает закон, открывающий дорогу к скупке земель иностранцами», - заключает Безпалько.

Даже при Порошенко этот закон не приняли, а при Зеленском его продавили, примерно так идут дела и с энергетикой.