13:44
29 марта ‘24

Слезы вдов «Курска»: водолазы поразили, вот что там было

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Слезы вдов "Курска": водолазы только рассказали, что там было

Пятнадцать лет назад в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах затонула атомная подводная лодка «Курск».

Пятнадцать лет назад в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах затонула атомная подводная лодка «Курск». Погибли все 118 членов экипажа. Страна и мир пристально следили за попытками спасательной операции, однако тогда, в 2000-м, Военно-морской флот России оказался не способен вызволить оставшихся в живых после взрыва на борту моряков из водного плена. Как сегодня свидетельствуют эксперты, причина неудачи заключалась не только в том, что на заре нулевых годов в стране не было денег на перевооружение и переоснащение флота. Подводникам не хватило профессиональной подготовки — впрочем, как и тем, кто должен был вытащить людей с затонувшей субмарины.

Вечером 10 августа 2000 года «Курск» вышел из Кольского залива в море, чтобы принять участие в первых после развала СССР масштабных учениях Северного флота. Событие считалось крайне важным — за ходом учений следили не только в России, но и на Западе. Утром 12 августа подлодка должна была осуществить учебную ракетную и торпедную атаку на эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и атомным крейсером «Петр Великий». В 11.28 гидроакустик на крейсере зафиксировал мощный хлопок под водой, однако его характера определить не удалось. О затоплении «Курска» стало известно лишь поздно вечером. Поиски начались утром следующего дня — вскоре подлодка была обнаружена лежащей на дне на глубине 108 метров.

«Мы были уверены, что если не всех, то большую часть экипажа можно было спасти, — делится воспоминаниями с корреспондентом Федерального агентства новостей председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, бывший командир атомного подводного крейсера Игорь Курдин. — К сожалению, этого не произошло, просто нечем было их спасать. В России имелись только две уникальные спасательные подводные лодки 940-го проекта типа «Ленок», базировавшиеся на Северном Ледовитом и Тихом океане. Таких спасательных субмарин не было ни у кого в мире! Но к моменту гибели «Курска» одна из них была продана в Китай, а другая ушла на металлолом». Курдин принимал активное участие в расследовании обстоятельств катастрофы «Курска», по итогам которого официальной причиной гибели более сотни подводников был назван взрыв одной из торпед на субмарине. По словам Курдина, с тех пор в систему безопасности на российских подводных лодках внесены существенные изменения. «Система подготовки экипажа по борьбе за живучесть на подводных лодках была изменена. Но вообще-то, такая подготовка всегда считалась важнейшим делом для команды. Подлодки частенько бывают там, где под килем несколько тысяч метров. И я учил своих ребят, что в случае аварии никто не поможет, кроме нас самих», — рассказывает Курдин.

Разруха и самонадеянность

Выжившие в первые часы моряки «Курска» так и не сумели самостоятельно покинуть лодку. Лишь 20 августа к субмарине подошли норвежские спасатели, вскрывшие кормовой спасательный люк на следующий день. Однако тела подводников извлекались долго и мучительно. По словам Бориса Кузнецова, адвоката, представлявшего интересы родственников погибших моряков, если бы командование флота незамедлительно обратилось за помощью к иностранным специалистам, удалось бы спасти тех 23 моряков, что смогли на некоторое время после аварии укрыться в девятом кормовом отсеке. Как отмечает военный обозреватель Владислав Шурыгин, события того времени наглядно свидетельствовали о полной разрухе в российской армии и на флоте. «Ситуация с «Курском» была драматична в своей обреченности. Это была одна из самых нижних точек состояния наших Вооружённых сил, когда в их составе оставались только отдельные боеспособные единицы. Целые структуры к тому времени прекратили свое существование, в том числе и структуры системы спасения», — говорит эксперт.

По словам Шурыгина, с тех пор многое изменилось в лучшую сторону. «Запущена большая кораблестроительная программа. Создана и функционирует система спасения. На всех подлодках и на всех учениях отрабатываются задачи по поиску и спасению лодок. По-другому организована боевая учеба, на полигонах теперь работают не только боевые корабли, но и те системы, которые отслеживают их и ведут за ними контроль», — резюмирует Шурыгин.

Берегите людей

И всё же, по мнению экспертов, систему спасения людей из субмарин, попавших в аварию, необходимо развивать. А здесь, по словам Игоря Курдина, особых подвижек не наблюдается. «После «Курска» было принято решение закупить у Великобритании спасательные подводные аппараты комплекса «Пантера». Они нам их продали, но ведь нужны были и свои. И тогда был заложен корабль-спасатель «Игорь Белоусов». Планировалось сделать четыре таких корабля, на каждый флот - Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский. На сегодняшний день на Адмиралтейских верфях построен лишь один корабль — он проходит испытания. Мне ничего не известно о том, заложены ли другие подобные суда", — разводит руками эксперт. Тогда, в 2000-м, многих больше всего потрясло полное бессилие российских флотских спасателей, не сумевших добраться до лодки, лежащей на относительно небольшой глубине. Согласно официальным заявлениям, спустя день после катастрофы субмарины уже считалось, что выживших на подлодке нет.

Наверное, именно поэтому бывший офицер-подводник, писатель и автор сценария фильма «72 метра» Александр Покровский, уверен - для предотвращения подобной трагедии следует больше внимания уделять людям. «Отношение к человеку должно быть не номинальное, а искреннее. Мы обязаны думать о людях, не гонять их в море в неположенное время, организовывать боевую подготовку в соответствии с графиком. Как только мы совершим хотя бы один шаг в сторону, случится очередной «Курск»! Ведь он произошел потому, что был нарушен график, а затем кинулись это дело «подчищать», подделывать документы», — говорит Покровский. История знает несколько случаев затопления атомных подводных лодок. На американском флоте трагичные инциденты происходили дважды: в 1962 году затонула лодка Thresher, а в 1968 — Scorpion. После этого, указывают наблюдатели, США ввели беспрецедентные меры по обеспечению безопасности подводного плавания

 

Источник: tensmi

Рекомендуем