Кто в ДНР и ЛНР не получит российский паспорт
Старики самопровозглашенных республик вновь оказались под ударом
«Мама и прежде часто говорила: «А я в Россию, домой хочу» — теперь тем более. Но паспорт ДНР она не получала», — 84-летняя Людмила Михайловна Ялова из города Амвросиевки Донецкой области верит, что доживет до того дня, когда станет россиянкой.
Одно из основных условий оформления в упрощенном порядке гражданства РФ для жителей ДНР и ЛНР — иметь на руках подтверждение гражданства независимых республик, то есть их паспорта.
Однако таких, как Людмила Михайловна Ялова, проживших на Донбассе всю свою жизнь, но не являющихся официально гражданами ЛДНР, 80%. И если молодежь и люди среднего возраста готовы пусть и отстоять огромную очередь, но оформить побыстрее этот документ, то бабушки и дедушки подчас лишены такой возможности. Нет сил, нет здоровья.
«Я еле по двору хожу, куда мне еще за паспортом ехать. Мы столько пережили за эти годы, неужели не достойны стать гражданами России?» — переживает Людмила Михайловна.
За последние годы было выдано примерно 250 тысяч паспортов ДНР и 150 тысяч паспортов ЛНР. Около 2 миллионов человек по-прежнему живут по украинским документам. Поэтому в ближайшем будущем, несмотря на указ Путина, стать нашими соотечественниками им, вероятно, не светит.
«Да, сначала для этого нужно оформить паспорт ЛДНР, — объясняет Лариса Шеслер, председатель Союза политзаключенных и политэмигрантов Украины. — В принципе, оправданное условие, дополнительный фильтр, чтобы подданство РФ не получили те, кто враждебно настроен к России, кто еще в начале войны уехал в Киев, но при этом сохранил донецкую прописку, таким способом эти люди будут отсеиваться».
Сейчас паспорт ДНР в основном есть у подростков, достигших совершеннолетия, у кого прежде было только свидетельство о рождении, и это их первый документ, тех, у кого закончился срок действия украинского паспорта и кто при этом не имел возможности выехать на Украину, чтобы его продлить, у кого паспорт испорчен, утерян, уничтожен в результате боевых действий, — остальные все эти годы буквально болтаются между небом и землей.
«Многие думали, зачем вообще получать донецкий паспорт, тратить пусть небольшие, но деньги, если потом, рано или поздно, мы это знали, все равно будет российский?» — объясняют местные жители свое нежелание стоять в очередях в миграционной службе. «Это не оттого, что мы не патриоты, просто занимать места нужно было в пять утра, и не факт, что пройдешь к вечеру, так как работали всего несколько специалистов», — объясняют они. Люди искренне надеются, что теперь чиновников, занимающихся в срочном порядке оформлением паспортов ДНР, будет гораздо больше.
«Я прожила всю войну в Амвросиевке и никуда не выезжала. Мы ближе к России, чем Донецк, но и у нас были обстрелы, соседи прятались в погреб, а я уже и не пряталась — как бог пошлет. Только очень хотела, чтобы единственная дочка уехала в Россию, была в безопасности, переживаю я за нее, но она меня не бросила», — вздыхает 84-летняя Людмила Ялова.
Она говорит, что пенсию, которую местным старикам платят власти ДНР, ей приносили по старому украинскому паспорту, а для остального в ее возрасте никакие официальные бумаги нужны уже не были. Если бы не указ Путина.
Да, еще один острый вопрос сегодня — выплата пенсий донецким старикам. Кто должен этим заниматься — Россия или Украина? Говорят, что Украина, еще действует довоенное межправительственное соглашение по этому поводу, гражданам России, постоянно проживающим на Украине, выплачивают там, украинцам в России — у нас, но пожилые жители воюющего Донбасса украинскую пенсию чаще всего не получают — ведь для того, чтобы ее забрать, нужно ежемесячно на перекладных добираться до той стороны, проходить границу, платить местным, чтобы временно у себя зарегистрировали, якобы как переселенцев с «оккупационной территории», — только выполнив все эти условия, можно рассчитывать на денежные выплаты.
«Были случаи, когда старики просто умирали на КПП от инфаркта или инсульта, не переносили тяжелую дорогу, лично я маму никогда бы туда не отпустила, но многим было некуда деваться — жить на что-то надо», — говорит Юлия, дочь Людмилы Михайловны.
3194 рубля — это то, что сейчас реально выплачивают пожилым дончанам. В ДНР (откуда деньги — из России же) хоть какая-то гарантия не умереть от голода. Но цены в республике уже сейчас московские и имеют тенденцию расти, как и тарифы ЖКХ...
Людмила Михайловна Ялова всю жизнь связана с Россией, там окончила педагогический институт, получила диплом учительницы русского языка и литературы, все родственники тоже у нас, как же так получается, что она, искренне любящая нашу страну, возможно, больше, чем многие, не получит возможности стать россиянкой?
«Ведь в первую очередь именно старики, родившиеся в СССР и построившие все то, что нас по сей день кормит, а также выживающие сегодня в наших военных условиях, заслужили право на получение российского гражданства даже больше, чем все остальные, ведь несмотря ни на что они ни разу не пожалели о выборе в пользу России, который сделал народ Донбасса в 2014 году», — считает ее дочь Юлия, кстати, у нее документ ДНР в наличии, так что проблем быть не должно.
За своих ровесников и за себя лично 84-летняя Людмила Михайловна Ялова очень просит тех, от кого зависит решение дать или не дать паспорта России дончанам, придумать процедуру, облегчающую этот процесс лицам преклонного возраста, не имеющим паспорта ДНР.
«Мама верит, что старикам пойдут навстречу, и уже сейчас просит сделать ей красивую прическу, чтобы сфотографироваться на паспорт РФ в самом лучшем виде», — улыбается Юлия.
Источник: mk
Рекомендуем