09:27
7 мая ‘24

Моровая изба: зачем на Руси строили дома для покойников

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Моровые избы: зачем на Руси для умерших строили отдельные дома

С древних времен на Руси покойных хоронили в курганах, кремировали, отправляли в последний путь на лодках, оставляли в моровых избах… Причем, способ погребения часто напрямую зависел не только от представлений людей о загробном мире, но и от социального статуса усопшего, а также от обстоятельств его смерти. Довольно часто для покойников строили особые дома, располагавшиеся вдали от поселений. Эта традиция связана с целым комплексом языческих верований, которых многие жители Руси придерживались и после принятия христианства.

Писатель и публицист Владислав Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 г.) отметил, что древние предки русских отправляли покойных в последний путь на лодке, которую могли поджечь. Так совмещались идеи водного погребения и кремация. Затем останки, преданные огню, начали хоронить в земле. А произошло это в результате трансформации представлений людей о загробной жизни.

«Культ предков раздвоился – с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась к небесным силам, от которых зависела погода, с другой стороны, благожелательных предков, "дедов", необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, "домовины"», – написал В.В. Артемов.

Язычники считали, что мир мертвых мало отличается от мира живых. Поэтому впоследствии вместо небольшого домика, имитирующего жилище человека, на Руси начали строить целые избы, в которых покойник должен был обитать после смерти.

Соавторы книги «Тайны языческой Руси» (Москва, 2000 г.) Юлия и Юрий Мизун написали, что русские крестьяне были уверены, что человеку в загробном мире понадобится все то, что он использовал при жизни. Люди верили, что и после смерти плотник останется плотником, а воин – воином. Поэтому одного хоронили с топором, а другого – с мечом. Эти верования долго бытовали в народе, несмотря на все увещевания христианских священнослужителей.

«Поэтому еще и сейчас крестьянин кладет в гроб покойнику хлеб, пироги, соль, яйца или яичницу, орехи, костяной гребешок, иголку, кремень, кресиво и табакерку, небольшой нож в чехле, носовой платок, скрипку и струны (если покойник в жизни играл). Иногда кладут и водку. Кладут в могилу пиво, воду и т. п.», – отметили Ю.В. Мизун и Ю.Г. Мизун.

Кстати, знатных людей в древние времена хоронили в курганах, обустраивая для них подземные деревянные срубы, похожие на дома. Внутри такого «помещения» располагалось не только тело мертвеца, но и его мебель, одежда, оружие, предметы быта, чтобы усопший ни в чем не нуждался на том свете. Часто вместе с покойным хоронили его боевого коня, слуг и жену. Затем такой дом-могилу засыпали сверху землей, создавая курган.

Довольно часто при раскопках древних городищ, располагавшихся на Верхней Волге, в Подмосковье или на Русском Севере, археологи обнаруживают бревенчатые домики с останками людей. Как правило, в таких моровых избах находятся глиняные горшки с кремированным прахом покойных. Но иногда истлевшие кости оказываются вне таких специальных сосудов.

Русский фольклор содержит немало пугающих историй о заблудившемся в темном лесу путнике, который случайно находит избушку и ночует в ней, а утром с ужасом обнаруживает, что спал в доме мертвеца, рядом с его останками.

Пожалуй, наиболее показателен в этом смысле образ всем хорошо известной Бабы Яги, которую многие ученые отождествляют с богиней смерти. Об этом доктор культурологи Марина Соколова написала в статье «Феномен гостеприимства в русских народных сказках», которая вышла в журнале «Сервис в России и за рубежом» (№ 8 за 2013 г.).

По мнению исследовательницы, избушка на курьих ножках – это небольшой срубный домик с двускатной крышей, который обычно строили над могилой человека. Такие сооружения-домовины отражали представления людей о загробной жизни. В дни поминовения предков внутрь домика ставили еду, которая являлась подношением покойному. Для этого в избушке или специально вырезали небольшое окошко, или просто не строили четвертую стену.

Домики мертвых обычно ставили на деревянные сваи или пеньки, которые обязательно коптили дымом. Поэтому такие опоры назывались курьими (то есть, обкуренными) ножками. Ученые спорят о том, почему моровая изба не должна была касаться земли. Одни специалисты предполагают, что жилище мертвеца, согласно языческим верованиям, не могло соприкасаться с миром живых, частью которого являлась и почва. Другие исследователи считают, что таким образом люди пытались защитить тела покойных родственников от грызунов и насекомых.

Примечательно, что в сказках останки Бабы Яги, как правило, находятся в некоем беспорядке: «Лежит на печи Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Впереди голова, в углу нога, в другом – другая».

Своеобразный аналог захоронения человека в деревянном домике можно найти и в «Повести временных лет» – памятнике древнерусской литературы начала XII века, автором которого считается легендарный летописец Нестор.

Рассказывая о нравах вятичей, кривичей и северян, он отметил: «И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам…».

То есть, поначалу не было никакой моровой избы. Просто придорожный столб, на который устанавливалась урна с прахом. Вероятно, затем на этих опорах начали строить небольшие домики для мертвых.

Вообще, такой способ захоронения совмещает кремацию и воздушное погребение – один из древнейших ритуальных обрядов, бытовавший на разных континентах. Смысл его заключался в том, что останки человека подвешивали на дереве или укладывали на специальном помосте, чтобы душа покойника могла свободно вознестись на небо. Некоторые язычники считали, что давление земли мешает усопшему достичь верхнего мира и найти там свое упокоение.

Представители многих народов, в том числе и славяне, олицетворяли мертвых предков с птицами. Не исключено, что захоронение в «избушке на курьих ножках» облегчало покойному путь в загробный мир, ведь его душа должна была упорхнуть на небеса в виде жаворонка или соловья.

Среди коренных жителей Поволжья, Урала и Сибири, практиковавших воздушное погребение, такой способ захоронения использовался далеко не всегда. На деревьях и на специальных помостах, как правило, оставляли тела шаманов, умерших детей и людей, погибших в результате удара молнии, поскольку такая смерть считалась особенной. Поэтому некоторые исследователи полагают, что древние предки русских также строили моровые избы только для определенных категорий покойников. Например, для волхвов.

Как известно, на Руси знатных людей обычно хоронили в курганах, воинов кремировали на погребальных кострах. А значит, и для людей, общавшихся с духами, должен был существовать особый способ погребения. Это, кстати, объясняет тот факт, что Баба Яга – сказочная посредница между мирами живых и мертвых – обитает в избушке на курьих ножках. Вероятно, при жизни она была ведуньей или ворожеей.

1 2

Источник: Cyrillitsa

Рекомендуем