02:10
24 апреля ‘24

Разбор полета: после гибели Ил-20 для ВВС Израиля могут настать тяжелые времена

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Минобороны России объявило, что в случившейся трагедии виноват Израиль. Эксперты полагают, что инцидент далеко не исчерпан.

Рано утром 18 сентября министерство обороны Российской Федерации сообщило, что командование авиабазы «Хмеймим» около 23:00 17 сентября потеряло связь с самолетом-разведчиком Ил-20 ВКС России. На его борту находились 15 российских военнослужащих.

Пропал во время авианалета

Отмечается, что связь с бортом была потеряна в тот момент, когда самолет находился над Средиземным морем в 35 километрах от побережья Сирии. Командование российской авиабазы приступило к поисково-спасательной операции, и уже к 11:30 место падения Ил-20 было обнаружено российскими кораблями в 27 км западнее населенного пункта Банияс (провинция Латакия). Из воды были подняты фрагменты тел и личные вещи экипажа, а также обломки самолета.

Напомним, что Ил-20 (по кодификации НАТО, Coot — «Лысуха») — это самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, созданный на базе пассажирского самолета Ил-18, оборудованный РЛС бокового обзора, ИК-сканером, оптическими датчиками и системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени. 

Перед исчезновением с радаров экипаж Ил-20 не докладывал о каких-то неисправностях и не подавал никаких сигналов «SOS». Это говорит о том, что аварийная ситуация на борту самолета возникла внезапно и была скоротечна… 

В Минобороны РФ подчеркнули, что Ил-20 исчез с радаров во время удара четырех израильских истребителей F-16 по наземным целям, расположенным в сирийской провинции Латакия. 

Инцидент со сбитым российским самолетом министр обороны России Сергей Шойгу обсудил по телефону с израильским коллегой Авигдором Либерманом. При этом Шойгу заявил, что вина за сбитый Ил-20 и гибель его экипажа «полностью лежит на израильской стороне».

Враждебная провокация

Американский телеканал CNN со ссылкой на неназванного официального представителя США объявил, что российский Ил-20 был сбит по ошибке сирийской зенитной артиллерией в тот момент, когда ПВО Сирии отражала налет израильской авиации на Латакию. На территории которой, добавим от себя, расположена российская авиабаза «Хмеймим».

Согласно источнику CNN, американцы узнали о случившемся ЧП, поскольку на международных частотах получили радиосообщение от сирийских военных, приступивших к поисково-спасательной операции. Собеседник CNN подчеркнул, что Пентагон не участвовал в авианалете на Латакию.

Утром 18 сентября официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков озвучил информацию, частично подтвердившую сообщение CNN. В частности, Конашенков сообщил следующее. 

Около 22:00 17 сентября четыре F-16 ВВС Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. Заход на цели израильскими самолетами осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря. В ходе этих действий израильские F-16 преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось израильтянами недалеко от места нахождения французского фрегата Auvergne и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России.

Таким образом, прикрываясь российским самолетом, израильские летчики фактически подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, оказался сбит ракетой сирийского комплекса С-200.

«Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пяти километров, — констатировал Конашенков. — Тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию». 

Важная деталь: Израиль предупредил по «горячей линии» командование авиабазы «Хмеймим» о готовящемся налете на Латакию менее чем за минуту до авиаудара. Это не позволило вывести российский Ил-20 в безопасную зону. 

«Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибло 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия», — добавил официальный представитель Минобороны России.

Таким образом, ситуация на Ближнем Востоке неумолимо скатывается к необходимости полного закрытия воздушного пространства Сирии для каких-либо враждебных действий со стороны Израиля. Теперь для ВВС Израиля могут настать тяжелые времена. Однако с учетом того, что израильские самолеты наносят удары по территории Сирии, не входя в воздушное пространство этой страны, «повесить замок» на сирийское небо не столь просто, как это может показаться. 

Часть экспертов вообще считает, что это возможно лишь в формате полномасштабного военного конфликта с Израиля, при котором рубежи упреждающего перехвата самолетов ВВС Израиля могут быть вынесены далеко за границы Сирии. В рамках этого сценария огонь по израильским военным самолетам должен открываться немедленно после того, как они выйдут за пределы собственного воздушного пространства. Кроме того, в качестве законных целей будут в этом случае рассматриваться и израильские военные аэродромы.

Комментарии экспертов

Военный эксперт Изборского клуба Владислав Шурыгин считает, что трагедии можно было бы избежать в случае более жестких действий России в отношении Израиля.

«Вместо того, чтобы закрыть небо над Сирией для всех иностранных военных самолетов, мы прикрыли только район собственных военных баз, — пояснил эксперт. — Перепоручив оставшееся воздушное пространство сирийской ПВО». 

Это привело к тому, что за последний год израильские ВВС безнаказанно нанесли по территории Сирии больше трех десятков ударов, добавил Шурыгин. 

«Чем это обернулось? Четверка израильских самолетов зашла на атаку, «прикрывшись» находившимся в воздухе в этом же районе нашим Ил-20, — рассказал эксперт. — И в итоге головка самонаведения ракеты сирийского ЗРК С-200 после пуска навелась на более крупную цель — российский борт».

Аналогичный случай произошел 4 октября 2001 года, когда российский лайнер Ту-154 был сбит над Черным морем украинским комплексом С-200, напомнил Владислав Шурыгин.

В свою очередь, военный эксперт и постоянный автор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков по-прежнему сомневается в возможности поражения Ил-20 средствами сирийской ПВО.

«Считаю, что это пока лишь версия, не более. На мой взгляд, версия маловероятная», — заявил Леонков. 

Российские военные самолеты оснащены системой радиолокационного распознавания «свой — чужой», пояснил собеседник ФАН. По его словам, средства обнаружения и поражения сирийской ПВО безупречно взаимодействуют с этой системой с самого начала развертывания группировки ВКС России в Сирии. В противном случае, осуществлять действия нашей авиации в зоне сирийской ПВО было бы просто невозможно. 

«Признаюсь, я был удивлен столь быстрому выводу Минобороны РФ о том, что Ил-20 был сбит сирийским комплексом С-200, — добавил Леонков. — Не совсем понятно, как за столь короткий срок удалось провести полный анализ воздушной обстановки над Сирией, имевшей место на момент гибели нашего борта». 

Когда в декабре 2016 года под Сочи произошла катастрофа Ту-154, то первая внятная информация о том, что и где произошло, появилась лишь через несколько суток, напомнил военный эксперт.