16:37
25 апреля ‘24

Удивитесь, увидев какими стали первые красавицы кино СССР

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Главные красавицы советского кино, их непростые судьбы

Жизнь актера, а тем более актрисы – очень зависима. Иногда судьба той или иной актрисы ломалась буквально в одну секунду – по велению одного человека. Далеко ходить не нужно – Марина Ладынина, блестящая звезда эпохи в одну секунду стала «запрещенной» актрисой, разведясь с бывшим мужем режиссером Иваном Пырьевым, к несчастью оказавшимся директором Мосфильма. Но иногда актерская судьба не складывалась не потому, что какой-то чиновник запретил снимать, а просто потому, что типаж женской красоты оказывался враждебным соцреализму.

Об актрисах-красавицах и их судьбах мы и поговорим сегодня…

Начнем с более счастливого списка – те, кто пользовались популярностью и народной любовью, кого охотно снимали режиссеры и кто даже мог позволить себе высшую свободу актера: выбор сценария. 

Любовь Орлова.

Любовь Орлова принадлежала старинному дворянскому роду, ее предки были из рода рюриковичей, легендарный Орлов, фаворит Екатерины Второй, был ее прямым пра-пра… дедом. И вот женщина с такой родословной становится любимой сталинской актрисой, звездой многих поколений советских людей. Она снималась лишь у одного режиссера,своего супруга Г.Александрова, «изменяя» ему с другими – не больше двух-трех раз за всю карьеру. Этот великолепный тандем глубоко любящих друг друга людей (что бы там не писала идиотская желтая пресса, советую почитать воспоминания Д.Щеглова «Любовь и маска», перед вами предстанут воспоминания очевидца, а не пригламуренных журналистов, гоняющихся за дешевыми сенсациями, о жизни этой наиболее «закрытой» актрисы СССР) – так вот, эта кинопара в эпоху «Кубанских казаков» и «Ошибок инженера Кочина» создавала легкие парящие фильмы, где ни разу не был показан портрет Сталина (!)

В СССР не было и нет ни одной актрисы, которая была бы столь универсальна – профессиональная балерина, пианистка, певица и актриса, свободно говорящая не нескольких языках.

Судьба Орловой – сложилась отчасти благодаря, отчасти – вопреки времени. То, что она была любимой сталинской актрисой, к которой он относился с той степени восхищения, на которую был способен тиран и параноик, отчасти оградило ее – но отчасти и налагало страшную, нечеловеческую ответственность. Жизнь ее семьи: родителей со страшной родословной, сестры и ее детей, жизнь мужа зависела только от ее умения играть и жить так, чтобы не сорваться в немилость, не стать той, которая повторила судьбы миллионов людей, оказавшихся неугодными вождю и его окружению. Она – сумела, не просто выжить, но и прожить жизнь, в том числе и творческую, с минимальными потерями.

Любовь Орлова умерла в 1972 году от рака поджелудочной железы. Григорий Александров ненадолго пережил супругу.

Марина Ладынина

Карьера Ладыниной складывалась все в то же страшное сталинское время – и замужество за режиссером Иваном Пырьевым сохраняет ей жизнь и карьеру – хотя ей тоже пришлось играть всяческих свинарок и работниц. Но с ее утонченной внешностью (это уже мое мнение, изображение свинарок было большой натяжкой) играть бы графинь да актрис.

1954 год поставил на карьере Ладыниной жирный крест – развод с Пырьевым перечеркнул ее карьеры. Могущественный директор Мосфильма запретил снимать ненавистную бывшую жену и даже когда Пырьев оставил свой пост, запрет остался в силе. После 1954 года Ладынина не сыграла ни одной роли. Чтобы не умереть с голода, ездила с концертами по стране, очень короткий срок проработала в Театре киноактера.

Ладынина была очень талантлива – ее хвалили и Станиславский, и Горький, если в кино она была ограничена ролями доярок и трактористок, то в театре она переиграла весь возрастной классический репертуар – от Катерины из «Грозы» до современных героинь. Она единственная из советских актрис получила пять Сталинских премий (потом их стали называть Государственными). Но все закончилось однажды – и навсегда. Ее помнили, ее любили – но ее не снимали.

 Элина Быстрицкая

Самая знаменитая казачка всех времен и народов, Элина Авраамовна (о ирония судьбы!) Быстрицкая родилась в киевской интеллигентной семье врача-инфекциониста и по профессии является дипломированным акушером, принявшим даже некоторое количество родов. А по второй профессии – недоучившимся педагогом-филологом. Однако с детства все мысли девочки занимал театр и вопреки сопротивлению отца, она все же бросила институт и поступила в театральный институт Киева.

В театральном институте у Быстрицкой случались совершенно идиотские с точки зрения здравого смысла и абсолютно нормальные для эпохи происшествия. Ее исключили из комсомола за то, что она дала оплеуху грубо подшутившему над ней однокурснику, осуждали и бойкотировали за строгость нрава сокурсники, едва не доведя до самоубийства девушку, прошедшую опыт прифронтового госпиталя.

Быстрицкую едва не взяли в театр Моссовета, но пригласившему ее Юрию Завадскому пришло столько анонимок от (как выяснилось в последствие) «друзей» Быстрицкой, что ее не взяли. И неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы не кинематограф. С 1954 года она снимается – и снимается успешно. Ее актерское мастерство было настолько высокого класса, что мало кто из зрителей знает, что в фильме «Неоконченная повесть», где ее партнером был С. Бондарчук, у актеров нет ни одной общей сцены. Бондарчук грубо унизил актрису перед съемочной группой, после этого изображать любовь было сложно. И режиссер Л. Эрмлер провел съемки так, чтобы актеры практически не пересекались на площадке. И это в фильме про любовь!

Татьяна Самойлова

Татьяна Самойлова родилась в Ленинграде, в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова. В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.Для меня сюрпризом было узнать, что Татьяна Самойлова – профессиональная балерина, которая отказалась от приглашения Майи Плисецкой продолжить карьеру в балете. В 1953 году Самойлова окончила Щукинское училище и сразу же после окончания училища она сыграла одну из своих бессмертных ролей – в фильме «Летят журавли». Героиня Самойловой – вчерашняя московская школьница, беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом.Парадокс фильма заключается в том, что его не приняла критика – фильм буквально уничтожали мэтры соцерализма, осуждая разврат и подлость главной героини. Но большинство зрителей фильм приняло, трагедия девушки оказалась близка людям, которые еще не забыли ужасов войны. В 1958 году злопыхатели вынуждены были замолчать – «Летят журавли» получил Золотую Пальмовую ветвь, больше советские фильмы этого приза не получали. После Каннского фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им. В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е.Вахтангова, где работала до 1960 года.

Актрису, отмеченную мировым успехом, начали приглашать зарубежные режиссеры. И тут как никогда проявляется кабальная сущность профессии – чиновники от кино запрещали одни съемки, заставляли сниматься в совершенно неинтересных проектах, и единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.

В 1967 году наступает второй звездный час актрисы.Режиссер А. Зархи начинает 16-ю экранизацию Анны Карениной в истории мирового кино. Выбор Самойловой откровенно шокировал всех: ее раскосые глаза определенно не вписывались в образ «русской» Карениной (мать Татьяны – польская еврейка). Но вопреки всем пророчествам провала, более «русской» Карениной в истории кино не было, а рекорд посещаемости фильма » Анна Каренина» уступила только бондарчуковской «Война и миру».

После грандиозного успеха Самойлова ждала больших ролей, но их не последовало. Вообще никаких. Актриса вернулась на экран только в начале 90-х и то в эпизодические роли. Ее сын живет в Америке, к кино не имеет никакого отношения. Браки актрисы оканчивались трагедиями – разводами. Сейчас Татьяна Самойлова совершенно одинока и живет в бедности и забвении в Москве.

 

Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская – представительница настоящей актерской династии: ее отец был прославленным шансонье, мать – Лидия Вертинская, замечательная актриса, сестра Анастасии Марианна также стала актрисой, пусть и не такой знаменитой. Девочки получили старорежимное воспитание и первый опыт столкновения с советской действительностью в лице пионерского лагеря оказался последним – вшивые и забывшие родной язык, кроме матерного, девочки долго отходили от «пионерского отдыха».Уже в 1961 году Анастасия получает заметную роль – она играет Ассоль в фильме «Алые паруса» будучи старшеклассницей. Правда, если искренность и простота помогли сыграть ее первую роль, то озвучка юной актрисе не удалась, поэтому мы слышим чужой голос в звуковой дорожке фильма (это голос актрисы Нины Гуляевой). Вертинская ненавидит свою первую роль, считая ее абсолютно непрофессиональной.

Вторая роль принесла юной Насте всесоюзную известность – снова Грин, на этот раз – «Человек-амфибия». Третья роль – была совсем невероятной – Г. Козинцев пригласил восемнадцатилетнюю девушку без профессионального образования сыграть Офелию в паре с Иннокентием Смоктуновским-Гамлетом. Через год после постановки «Гамлета» Козинцев во вступительной лекции «О режиссуре» напишет: «У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные – хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения. Но ее духовное содержание, мягко говоря, было не так уж велико. Может быть, она пострадает в жизни и ее духовное существо разовьется, но тогда, когда я начал работать с ней, оно было крохотным, и образ нужно было лепить. Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает».

Только сыграв Офелию Вертинская определилась с выбором профессии, она поступает Щукинское училище и тут же получает еще одну знаковую роль: маленькой княгини Лизы Волконской в эпопее «Война и мир».

В 1966 году на четыре года Вертинская становится супругой Никиты Михалкова, но она не подходила под идеал женщины «Мэтра» – сидящая дома дама, рожающая детей и варящая варенье. Второй скороспелый и скоротечный брак с бардом А. Градским навсегда отвратил актрису от института брака – и больше в походах в ЗАГС она замечена не была. Между тем сразу после окончания «Щуки» она снова получает супер-роль: Кити Щербацкой в «Анне Карениной». Параллельно она работает в театрах и также получает самые завидные роли, впрочем, оставаясь звездой кинематографа. Мало кто знает, что Констанцию Бонасье в «Трех мушкетерах» озвучила не Алферова, а Вертинская.

Перестроечный кризис кино не коснулся Анастасии Вертинской – она много снималась в очень хороших лентах. В частности уже немолодую актрису предпочел многим красавицам Юрий Кара для роли Маргариты в экранизации романа Булгакова.

Совершенно случайно я этот фильм видела, хотя он до сих пор все никак не выйдет на экраны. Мне сложно оценивать его – потому что посмотреть его довелось после знаменитого сериала с Басилашвили и Абдуловым. Если честно, утонченная аристократичная Вертинская как-то нелепо смотрелась в роли оведьмившейся Маргариты. Да и возраст скрыть все равно не удавалось… В общем, у меня достаточно неоднозначное отношение к этой ее работе.

Сейчас Вертинская много преподает, у нее свой благотворительный фонд, много работы на телевидении. От брака с Михалковым есть сын Степан, растет внук. В общем, у Вертинской очень удачная кинематографическая судьба, она фантастически молодо выглядит – но в личной жизни все сложилось плохо. Наверное, она от этого не слишком страдает – потому что во всех интервью говорит, что вполне довольна жизнью. Значит, будем верить.

Наталья Фатеева

Родилась в Харькове, с раннего детства интересовалась театром и музыкой, поэтому выбор профессии был определен: Фатеева с первого раза с блестящими оценками поступила в театральный институт, получала повышенную стипендию, подрабатывала на радио, но из-за козней «друзей» была вынуждена бросить институт и отправиться в Москву. Нет худа без добра – Наталья Фатеева поступает во ВГИК с первого раза и попадает на курс Макаровой-Герасимова. Со студенческой скамьи она выходит замуж за режиссера Владимира Басова, тот начинает ее снимать в своих картинах, но брак быстро рушится, остается сын. Актриса разрывается между театром Ермоловой и кинематографом, кино побеждает. В начале 60-х Фатеева снимается в нескольких проходных картинах, но она терпеливо ждет и дожидается своего звездного часа: в 1962 году режиссер Г. Оганесян приглашает ее на роль Зои в картине «Три плюс два». Как говорят, на следующий день после выхода картины, Наталья Фатеева проснулась знаменитой. «Черненькую» из «Три плюс два» моментально записали в секс-символы (вернее, в красавицы, страна не знала таких слов), женщины стриглись «под Фатееву», а мужчины моментально влюблялись.

Фатеева выходит замуж за космонавта Бориса Егорова – а что такое космонавт в 60-е годы нам нынче представить трудно. Впрочем, можно провести аналогию – скажем, выйти замуж за космонавта в те годы равнялось выходу замуж за Билла Гейтса. Брак с Егоровым тоже не сложился, осталась дочь Наташа.

В 70-е годы творческая биография актрисы пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя».Но актриса не была довольна этими ролями, во многих интервью она сетовала, что ее красота всегда мешала ее карьере и ей всегда приходилось доказывать, что у нее есть еще и актерские данные.

Аполитичность актрисы, по ее словам, сыграла с ней злую шутку – она получала мало ролей, была невыездной. А перестройка принесла еще и безработицу – Фатеева не соглашалась на проходные роли.

Сейчас жизнь актрисы довольно печальна: она практически не общается с детьми и внуками, окружила себя кошками и почти не дает интервью.

Наталья Кустинская

«Заклятая подруга» Натальи Фатеевой, чьи жизни сплелись в очень непростой и трагический узел.

Наталья Кустинская родилась в очень известной и счастливой семье эстрадных артистов, родители девочки были знакомы с практически всеми известными людьми того времени. Уже в 14 лет девочка слыла незаурядной красавицей и ей прочили только один путь : в кино. Наталья поступает во ВГИК и на первом курсе, казалось бы, ловит за хвост жар-птицу. Ее супругом становится известный режиссер Юрий Чулюкин, автор фильма «Девчата». По признанию самой актрисы, брак этот был случайностью, в какой-то степени – расчетом. Однако Чулюкин не стал снимать молодую жену, боясь, что популярность закружит ей голову и она уйдет от него. В фильм «Три плюс два» актриса попала по чистой случайности – и опасения супруга стали реальностью. Она проснулась знаменитой.

Брак с Чулюкиным рухнул – началась новая блестящая жизнь, окончившаяся браком с мужем Натальи Фатеевой, космонавтом Борисом Егоровым. Кустинская в кино снимается, но у нее нет ни одной роли, которая бы показала ее актерский талант. В основном режиссеры делали ставки на ее внешность.

Любой советский человек знает Наталью Кустинскую по этой роли:

Полученная травма – перелом основания черепа (Кустинская не удержалась на лестнице, после того, как ее поволокла за собой собака-сенбернар), надолго вычеркнула актрису из профессиональной жизни. Брак с Егоровым тоже окончился разводом из-за измены супруга во время болезни жены.Сын Митя тоже известен советским зрителям: именно он сыграл в «Чучеле» роль рокового красавца Димки Сомова. Митя вырос, женился, потерял сына и вскоре тоже погиб.

Актриса осталась совсем одна, и теперь больше известна своими скандальными замужествами и враждой с Фатеевой. Незавидная судьба.

Светлана Светличная

Актриса, роль которой сделала ее известной на всю страну – и перечеркнула ее актерскую судьбу. Актриса, чья внешность не вписывалась в советский кинематограф и для нее просто не находилось ролей.

Светлана Светличная родилась в очень успешной по советским временам семье – генеральская дочь! И хотя семья кочевала по всему СССР, мать тщательно относилась и к образованию, и к воспитанию девочки. Однако девушка выросла закомплексованной и мать буквально выпихнула ее в Москву поступать во ВГИК. Комиссия разглядела в испуганной зажатой абитуриентке какие-то проблески способностей и Светлану приняли во ВГИК при конкурсе 80 человек на место. Ей повезло – она попала на курс Михаила Ромма. Вместе с ней учились Галина Польских, Андрон Кончаловский, Валерий Носик. Светлана быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. Одним словом, «лепить» из будущей актрисы профессионала. Кроме того, у первокурсницы открылись незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты. Уже к середине семестра Светлана стала очень популярной личностью во ВГИКе. Она гордилась, что оправдала мамины ожидания.

На младших курсах она выйдет замуж за В. Ивашова, того самого Алешу из «Баллады о солдате», впереди их ждала долгая семейная жизнь, рождение сына.

В 60-е годы Ивашов и Светличная много снимались, и фильмы с их участием зачастую имели успех у зрителей. Пару раз Светлана Светличная снялась вместе с мужем, правда это были эпизодические роли. Так в «Герое нашего времени», где Владимир сыграл Печорина, Светлана снялась в роли девушки-контрабандистки. Так же эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых», где Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова.

Но самой известной ролью Светличной стала совсем маленькая роль пособницы бандитов, которая очаровала всю страну, навеки записала Светличную в «секс-символы», потому что впервые на экранах зрители увидели настоящий стриптиз.

Брак актрисы происходил в итальянском стиле, поэтому 70-е годы прошли больше под знаком разнообразной личной, но не творческой жизни. Совсем маленькие роли Габи в «Семнадцати мгновениях весны» и Нади в «Месте встречи» не прибавили актрисе ни творческого удовлетворения, ни популярности.

В 80-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 90-х их и вовсе перестали приглашать. Большим ударом для обоих актеров стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году там началась генеральная чистка. Новый руководитель театра – бывший парторг ГАИ – решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. В число «балласта» вошли такие актеры, как Леонид Куравлев, Марина Ладынина, Николай Крючков и другие. Талантливые актеры перестали быть нужными стране. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно. Владимир очень страдал от своей невостребованности. Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его преждевременной смерти.

В данный момент Светличная живет насыщенной светской жизнью, но откровенно говоря, я стараюсь на эту жизнь не смотреть. Неловко видеть молодящуюся пожилую женщину, добирающую популярность при помощи не совсем красивых поступков. Так что о сегодняшней ее жизни вы можете почитать сами в желтой прессе.

 

Источник: russiahousenews.

Рекомендуем