01:36
20 апреля ‘24

Нефтяной демарш Белоруссии заставил Литву призвать на помощь Казахстан

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Потеря белорусского транзита станет страшным ударом для Клайпедского порта, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Центра международной и региональной политики Борис Кузнецов.

Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис сожалеет, что действия Белоруссии основаны не на экономических, а на политических аргументах. Так Скуодис прокомментировал соглашение Москвы и Минска на перевалку белорусских грузов.

Клайпедский порт может обанкротиться

В пятницу, 19 февраля, РФ и Белоруссия договорились об организации перевалки более 9,8 млн тонн белорусских нефтепродуктов в 2021-2023 годах, которые ранее транзитировались через порт Клайпеды. Однако это не главное направление белорусского транзита через Литву.

До декабрьского решения белорусов прекратить транзит нефтепродуктов через Литву положение порта Клайпеды было нормальным: показатели загрузки выросли на 3,2% по сравнению с 2019 годом и составили 47,74 млн тонн перевалки грузов.

Объем перевалки удобрений составил 32,2% от загрузки Клайпедского порта, причем в 2020 году он вырос на 2,6%.

Основой белорусского транзита через Клайпеду всегда были удобрения, а нефтепродукты располагались на втором месте. Решения по удобрениям со стороны Минска пока не было, а это означает, что Белоруссия разрывать все связи с Литвой не намерена.

Если белорусы откажутся от перевалки удобрений через Литву, то Клайпедский порт лишится 30% загрузки, а вместе с ней и рентабельности. Такое решение будет означать сожжение всех мостов, а на это Минск идти не готов.

Белоруссия упражняется в политической риторике, которая может быть изменена в случае улучшения отношений с Вильнюсом.

Минск точно также угрожал Литве и Латвии блокировкой транзита в 2010 году, но отказался от данного решения после того, как ЕС не стал вводить санкции против Белоруссии из-за внутриполитических событий в этой стране.

Для портов РФ перевалка 9,8 млн тонн белорусских нефтепродуктов недостаточна. Для того чтобы проект окупался и был смысл предоставлять белорусам скидки на железнодорожный транспорт и перевалку, РФ нужен контракт на пять лет и четыре-пять миллионов тонн нефтепродуктов в год.

«После того как из Клайпеды ушла РФ, основным партнером литовцев стала Белоруссия. С уходом белорусских грузов у Клайпеды практически не останется поставщиков. Только Казахстан, да и все. Из-за этого объемы транзита через Литву упадут», – констатирует Кузнецов.

Такая ситуация приведет к тому, что литовцы выставят Клайпедский порт на продажу. Последствия будут носить мультипликативный характер: белорусские грузопотоки составляют пятую часть загрузки литовских железных дорог.

Что касается Казахстана, то, после того как у Литвы возникли проблемы с Белоруссией, в Вильнюсе начали пытаться расширить контакты с Нур-Султаном и привлечь транзит казахстанских грузов в Клайпедский порт. Решение неоптимальное: транзит из Казахстана идет через РФ, а объемы экспорта казахстанской продукции в ЕС значительно меньше, чем у Белоруссии или у России. Это показывает, что литовские власти озабочены перспективой потери белорусских транзитных потоков, а вместе с ними и рентабельности Клайпедского порта.

«Для Казахстана литовское транспортное плечо удобно: РФ, Белоруссия и сразу Литва. Не надо забывать, что транзитная способность российских портов ограничена и загружена поставками, так что для казахстанцев это удобный вариант», – заключает Кузнецов.

Прибалтика долгие годы была воротами бывшего СССР в ЕС. Для этого в семидесятые-восьмидесятые годы там была создана инфраструктура, поэтому перенаправить российские транспортные потоки оттуда непросто. Для этого нужны годы.

Производители калийных удобрений РФ продолжают использовать прибалтийские порты: Ригу, Муугу, Силламяэ и финскую Котку. Пока не будут достроены терминалы в Мурманске и Усть-Луге, дефицит инфраструктуры продолжит ощущаться.

Литва становится все более зависимой от Запада

Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что любой отказ Минска от транзита через Литву больно ударит по литовской экономике.

«РФ ушла из литовских портов из-за агрессивной антироссийской политики, а Белоруссия приняла данное решение из-за участия литовцев в попытке цветной революции в Минске. Литва получает предсказуемый политический результат. Белорусские грузы важны для Клайпеды: по сухой загрузке они занимают там до 80-90%, так что это будет экономически ощутимо», – резюмирует Коктыш.

Литовская политика вызывает недоумение: действия Вильнюса против РФ и Белоруссии вредят национальной экономике.

Потеря российского и белорусского транзита лишает работы тысячи литовцев, а энергетическая политика Вильнюса в отношении БелАЭС, БРЭЛЛ и российских энергоресурсов ведет к удорожанию стоимости жизни и ведения бизнеса.

«От такой политической позиции поднимают благосостояние политические элиты Литвы, но экономика страны приходит в упадок. Здесь простая бизнес-модель: выполняя политический заказ, элиты обеспечивают собственные интересы», – констатирует Коктыш.

Ярким примером является энергокабель NordBalt, который Литве не выгоден, зато необходим Швеции, из бизнеса которой вышли как литовский президент Гитанас Науседа, так и литовский премьер Ингрида Шимоните.