05:38
19 апреля ‘24

Tygodnik Powszechny (Польша): Азиатская война за православие

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Конфликт между Вселенским патриархом и РПЦ касается не только Украины: необъявленная война между Константинополем и Москвой уже давно разворачивается также в Юго-Восточной Азии, пишет польский «Тыгодник повшехны». Если Варфоломей I, аргументируя тем, что он выступает главой материнской для Украины церкви, решит дать украинцам автокефалию, Москва может ответить в Азии тем же. Тогда начнется открытая война.

Можно ли представить себе более странную ситуацию, чем столкновение Константинопольского патриархата, история которого насчитывает более 1600 лет, и киберпреступников? Недавно агентство «Ассошиэйтед Пресс» сообщило, что российские хакеры из группы «Фэнси Беарс» несколько лет подряд шпионили за иерархами, связанными со Вселенским патриархом Варфоломеем I. Сейчас, когда отношения между Москвой и Константинополем достигли высшей точки накала, смысл действий «Медведей» стал понятен: судя по всему, кто-то из россиян хотел проследить за настроениями в окружении Варфоломея. Открытым остается вопрос, кому поступала полученная таким образом информация: российскому руководству или в том числе РПЦ.

РПЦ проигрывает на Украине

Все указывает на то, что Россия скоро потеряет прихожан на украинской территории. В последние несколько месяцев в православном мире ходят слухи, что в Константинополе уже готов так называемый томос — документ, провозглашающий автокефалию Украинской православной церкви, то есть предоставляющий ей полную независимость в рамках православного сообщества. Между тем, как писал в июле на страницах нашего еженедельника Тадеуш Ольшанский (Tadeusz Olszański), «обособление украинской Церкви и объединение расколотых сейчас украинских православных станет не только религиозным, но также политическим и общественным потрясением». Русская православная церковь сейчас прилагает массу усилий к тому, чтобы томос не появился.

Однако все тщетно. Документ, правда, пока не опубликован, но в начале сентября Фанар (так называется стамбульский район, в котором находится резиденция патриарха) сообщил, что Варфоломей назначил на Украине двух экзархов, то есть своих представителей в сане епископа. Они, по всей видимости, займутся подготовкой к процессу создания (и объединения) независимой Украинской церкви.

Задача состоит не только в обретении независимости от Москвы, но и в объединении украинского православия, которое существует сейчас в рамках трех структур: УПЦ Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и УПЦ Московского патриархата (формально каноническим статусом до сих пор обладала только последняя). Неудивительно, что РПЦ, с XVII века считающая Украину своей канонической территорией, отреагировала на заявление Фанара резко негативно. Один из ее иерархов даже заявил о возможности разрыва с Константинополем. Запахло расколом…

Между тем поле конфликта между Москвой и Фанаром не ограничивается Украиной. Борьба на религиозно-геополитической почве давно идет также на востоке.

Вновь разделенная Корея

Примером места, в котором споры между Москвой и Константинополем становятся все более ожесточенными, может служить Корея. История православия в Стране спокойного утра была короткой, но бурной. Первые российские миссионеры, вооруженные иконами и богослужебными книгами, приехали туда с благословения царя Николая II в 1899 году. Их деятельность прервалась из-за русско-японской войны (1904-1095 годы), которую с позором проиграла царская армия. Однако спустя год миссионеры вернулись. Привлечь прихожан им (как и представителям других христианских конфессий) помогала активная образовательная деятельность. Первым корейцем, посвященным в сан диакона в 1911 году, стал один из преподавателей, работавших в церковной школе.

Развитие православной общины прервалось в 1917 году, когда пожар большевистской революции прервал контакты миссии с Владивостоком, а также лишил ее спонсоров. В 1921 году заботу о горстке верующих взяла на себя Японская православная церковь, которая официально все еще подчинялась Москве. В действительности это была часть масштабного проекта оккупировавшей Корею Японии, который был призван огосударствить все религии и подчинить их японцам. Версии дальнейших событий расходятся.

В тексте, который публикует Московская патриархия, можно прочесть, что сеульская миссия находилась в подчинении России вплоть до 1949 года, когда под давлением американцев российским миссионерам пришлось покинуть Корею. С другой версией можно ознакомиться в библиотеке Храма святителя Николая в Сеуле и на сайте Корейской православной церкви. Она гласит, что российских миссионеров действительно выгнали из Кореи, но сделали это не американцы, а южнокорейские власти.

В тени войны и политики

Дальше все стало еще интереснее. Российские источники не пишут о православных священниках, приезжавших в Корею во время войны между коммунистическим Севером (на стороне которого выступали СССР и Китай) и Югом, пользовавшимся поддержкой международной коалиции под предводительством США. В составе войск коалиции были греческие военные, которых сопровождали православные капелланы. Те, в частности, помогали корейским православным беженцам, которые попали в Пусан. В первые месяцы конфликта, когда войска Севера заняли практически весь Корейский полуостров, этот город стал одним из двух районов, которые не удалось захватить коммунистам, и поэтому там смогли найти убежище христиане. Север был к ним безжалостен. Потом, когда Сеул удалось отбить, капелланы-миссионеры занялись восстановлением церкви и общины в южнокорейской столице.

После войны корейское православное сообщество оказалось в сложной ситуации: оно никому не подчинялось. Не желая возвращаться в объятия Москвы, 25 декабря 1955 года после рождественской службы сеульские православные отправили письмо во Вселенский патриархат, прося его взять их под свое крыло. Фанар согласился.

Православию из-за его иерархической структуры было сложно развернуть активную деятельность. В то время как протестантские приходы один за другим возводили огромные соборы, в которых могли собраться тысячи прихожан, православные до 1964 года боролись за свое имущество: после войны южнокорейское руководство, занимаясь национализацией активов японского оккупационного руководства, изъяло все земли, которые принадлежали их Церкви.

Перелом произошел в 1975 году, когда митрополитом в Корее был назначен Сотирий Трамбас. В значительной степени именно благодаря его работе, которую он вел до 2009 года, а также помощи от прибывающих в страну православных эмигрантов, Корейская православная церковь располагает сейчас девятью приходами и двумя монастырями.

Говорящие на языках разных уголков мира верующие (в том числе русские и украинцы) каждую неделю собираются в Сеуле на службу, которая проводится на корейском или церковнославянском языке, а потом устраивают «агапу» — совместную трапезу во дворе храма. Вселенский патриархат, однако, не может спать спокойно: недавно РПЦ вновь перешла в наступление в том числе на Корейском полуострове.

Разворот к Азии

В 2012 году в российской политике произошел разворот к Азии. Его символчисеким началом считается саммит АТЭС, прошедший во Владивостоке. Позже, в контексте войны на Украине, начавшейся в 2014 году, россияне начали претворять в жизнь эту концепцию все более активно. В основном Кремль концентрируется на экономической сфере, однако, сложно не заметить, что он также все чаще пускает в ход российскую религиозную «мягкую силу». Одним из примеров действий в этом направлении можно назвать назначение епископа Солнечногорского Сергия на необычную должность: он стал Управляющим приходами Московского патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Такое название обязывает: епископ ездит по азиатским странам (в том числе по тем, в которых работают миссионеры патриарха Варфоломея) и создает за деньги Москвы параллельные структуры. В 2017 году в сопровождении делегации он побывал в Южной Корее по случаю публикации книги патриарха Кирилла. Переводом книги занималась возрожденная русская православная миссия в этой стране.

© РИА Новости, Сергей СтаростенкоВселенский патриарх, предстоятель Константинопольской православной церкви Варфоломей IНынешний корейский православный митрополит Амвросий пригласил гостя провести совместную службу, но тот отказался. Причиной могло послужить то, что окормлением русскоязычных верующих в Селе занимается украинец Роман Кавчак. Тем не менее конфликт пока не затронул живущих в Корее православных российского происхождения: они в основном остаются верными Корейской православной церкви (напомним, что она находится под опекой Вселенского патриархата).

Между Тайванем и Пхеньяном

Хуже обстоит дело в Тайване. Как и в Корее, первая православная община, находившаяся в подчинении Москвы, распалась. В 2001 году Вселенскому патриархату удалось ее возродить, но в 2012 году россияне создали свой приход. Сейчас две Церкви в Тайване конфликтуют друг с другом и борются за прихожан. Все сильнее накаляется в последнее время также обстановка в Гонконге, Сингапуре и Таиланде. Самая абсурдная ситуация сложилась в Северной Корее. В 2006 году северокорейское руководство возвело в Пхеньяне православный храм. Говорят, что Ким Чен Ир заинтересовался церковным искусством, с которым он познакомился во время поездки в Хабаровск, и ему захотелось перенести его на собственную почву.

И Москва, и Константинополь говорят, что появление храма в северокорейской столице — это их заслуга, и претендуют на то, чтобы взять его под свой контроль. До недавнего времени иерархи с Юга поддерживали контакт с северокорейскими священниками (их выбирал сам «любимый вождь») и даже посещали Пхеньян. В 2017 году контакты оборвались. Судя по всему сейчас доступ к собору имеют только россияне.

Разразится открытая война?

Надежды Украины на обретение автокефалии связаны также с историческими связями между Киевом и Константинополем. Именно от Византии получил крещение князь Владимир в 988 году. С 1686 года Москва, правда, подчинила себе киевскую митрополию, однако, с канонической точки зрения материнской Церковью выступает для Украины Вселенский патриархат. В течение первых веков существования христианства работал принцип «кто успел, тот и съел»: даже если миссионерские поездки закачивались неудачей, территория, на которой та или иная епархия начинала свою деятельность, оставалась за ней навсегда.

© РИА Новости, Сергей Пятаков | Перейти в фотобанкПатриарх Московский и всея Руси Кирилл во время празднования 1030-летия Крещения Руси. 28 июля 2018Повороты истории нередко заставляли нарушать этот порядок. В Азии Вселенский патриархат часто принимал к себе общины, которые не могли (или не хотели) рассчитывать на помощь Церкви в СССР, не только подвергавшейся преследованиям, но и, как мы сейчас знаем, контролировавшейся советской тайной полицией.

Если Варфоломей I, обратившись к аргументу, что он выступает главой материнской для Украины церкви, решит дать украинцам автокефалию, Москва может ответить в Азии тем же самым.

Корейский митрополит Амвросий в интервью греческому порталу «Амен» высказал сожаление по поводу того, какую политику избрала Москва. Он говорил о разрушительном характере националистической идеологии, которая «исходит от Зла, поскольку ставит на первое место не единство Церкви, а национальные интересы». «Подумайте, что произойдет, если россияне создадут собственные приходы? Наши братья из Румынии, Болгарии и Сербии, которых в Корее тоже много, могут заняться тем же самым. Если это случится, мы утратим доверие корейского общества», — отметил иерарх.

Две семьи

Между тем, наблюдая за сложившейся в православии ситуацией, аналитики приходят к выводу, что разделение на два отдельных православных мира становится все более реальной перспективой. Известный исследователь православия Александр Солдатов полагает, что это будут две семьи: одна либеральная, экуменическая и прозападная, а вторая консервативная, эксклюзивистская и автаркическая.

Возможно, однако, что победит диалог. В этом убежден бывший митрополит Сотирий, который живет сейчас в монастыре Преображения господня в корейской провинции и считается самым старым православным миссионером в мире (ему уже почти 90 лет). Когда я разговаривал с ним около года назад, он был уверен, что ничего серьезного не происходит, в конце концов Церковь справлялась с проблемами и похуже.

Однако накал страстей и тон заявлений, звучащих из Москвы в последние дни, говорят, что ближе к истине может оказаться прогноз Солдатова.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.