18:40
28 марта ‘24

Личная заинтересованность чиновников станет залогом выполнения нацпрограмм

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Правительство РФ решило резко увеличить расходы на материальную мотивацию отечественных чиновников, которые в 2019-2021 годах могут превысить 630 млрд рублей, причем данные суммы уже заложены в трехлетний бюджетный план.

Увеличение расходов на мотивацию чиновников является стандартной практикой в области государственного управления и вполне может быть эффективно применено в России – считает заведующий кафедры государственной службы и кадровой политики Государственного университета управления, профессор, доктор социологических наук Александр Турчинов.

Правительство решило материально стимулировать чиновников

Дело в том, что правительство РФ решило резко увеличить расходы на материальную мотивацию отечественных чиновников, которые в 2019-2021 годах могут превысить 630 млрд рублей, причем данные суммы уже заложены в трехлетний бюджетный план.

Бюджетный план на ближайшие два года предполагает резервирование на материальную мотивацию чиновников 138,6 млрд рублей в 2019 году и 208,9 млрд рублей в 2020 году. Это на 39 и 109 млрд больше тех сумм, которые фигурируют в бюджетных планах на 2017 и 2018 календарные годы, поэтому повышение данной строки финансовых затрат действительно является здесь существенным.

При этом, в 2021 году на мотивацию чиновников планируется выделить 284,4 млрд рублей, и это станет настоящим прорывом в сфере материальной мотивации чиновников в рамках выполнения конкретных государственных программ.

Подобные планы тесно связаны с реализаций национальных и федеральных проектов, поскольку на мотивирование федеральных служащих планируется зарезервировать 375 млн рублей, которые будут выплачены чиновникам в случае успешного выполнения государственных программ. В России на сегодняшний день существует 12 национальных проектов и 67 федеральных программ.

Данные меры содержатся в указе президента РФ

Все это является выполнением одного из указов президента РФ Владимира Путина от 2016 года, в котором глава государства поставил задачу повышения престижа государственной службы, для чего и принял подобную государственную программу.

Примечательно, что в данном документе ставилась задача завершить формирование мотивационной структуры государственной службы до 2019 года, вследствие чего, подобные бюджетные планы являются выводом этой программы на принципиально новый уровень.

«Основной вопрос заключается в том, как все это будет организовано. Просто многие государственные программы начнут реализовываться по проектному принципу, а там, естественно, должна быть несколько иная схема мотивации, а также стимулирования государственных служащих, и это, в конечном счете, чрезвычайно важно», - констатирует Турчинов.

Таким образом, эффективность подобных мер, как и всегда, зависит от их реализации на практике, поскольку запланировать можно все что угодно, а в действительности подобные меры, наверняка, сразу столкнутся со значительными препятствиями.

В экономике РФ существует своя специфика

«Возможно, это обстоятельство также здесь учитывается, а так, в вопросе стимуляции государственных служащих, мы, совершено точно, не является первопроходцами и используем здесь подтвержденный мировой опыт», - резюмирует Турчинов.

Подобные меры применяются в качестве мер по борьбе с коррупцией, а также для мотивации прихода эффективных менеджеров на государственную службу. Ведь в современных развитых странах государственная служба часто проигрывает ведущим частным коммерческим корпорациям в плане престижности и в плане материального возмещения, из-за чего местными государствами и была взята на вооружение данная практика.

Другой вопрос, что в России все-таки совершенно иная специфика, которая выражается в том, что в рамках отечественной экономики доминирует государство и, как следствие, не всегда просто разделить государственные компании и государственный аппарат.

Соответственно, возникает вопрос, а не должны ли следовать данные меры стимуляции за изменением устройства отечественного народного хозяйства, а также всей структуры государственной службы, которая продолжает носить специфический характер.

Для России это будет новый опыт

«У нас пока такого опыта не было, хотя премиальная система всегда существовала внутри отечественной системы государственного управления, поэтому такое увеличение финансирования выплат чиновникам, скорее всего, связано с тем обстоятельством, что нам нужно интенсифицировать работу по национальным и федеральным программам», - заключает Турчинов.

Здесь достаточно посмотреть на майский указ президента, в котором описано огромное количество задач, под каждую из которых создана соответствующая государственная программа. Именно под это и увеличивается финансирование российских чиновников.

Принцип здесь чрезвычайно простой, поскольку предполагается, что за счет увеличения финансирования российские государственные служащие будут тщательней подходить к выполнению той или иной государственной программы, поскольку получат здесь личную мотивацию. И надо сказать, что при правильной постановке дела подобные механизмы действительно могут сработать.

«В рамках действующего законодательства существуют технологии замещения должностей, поэтому необходимо предположить, что данное нововведение может коснуться тех должностей, которые замещаются не по конкурсу», - констатирует Турчинов.

Соответственно, в данной программе имеется большое количество нюансов, поэтому эффективность ее выполнения зависит от той политики, которую в данном вопросе выберут отечественные государственные органы. Эти средства могут, как уйти в песок, так и быть реализованными эффективно, а так перед нами стандартные механизмы, которые применяются во всем мире.

Ведь именно личная мотивация и является главным залогом выполнения тех или иных задач.