17:48
29 марта ‘24

Борьба с энергозависимостью от РФ подведет черту под экономикой Украины

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Поставки электроэнергии из РФ и Белоруссии продемонстрировали нерешаемые проблемы украинской энергетики, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» независимый эксперт по постсоветскому пространству Андрей Суздальцев.

Украина зависит от российского электричества

Бывший председатель СБУ, депутат Верховной рады Валентин Наливайченко заявил, что Киев за первые три месяца и восемь дней 2021 года добровольно внес в бюджеты РФ и Белоруссии 1 млрд гривен.

Разговор идет о закупке Украиной электроэнергии у Белоруссии и РФ, которую украинская сторона нарастила после того, как вышли из строя две крупных украинских теплоэлектростанции (ТЭС). Киев тогда обратился к Минску с просьбой об экстренных поставках.

Наливайченко считает, что эти средства идут на финансирование учений ВС РФ, которые проходят рядом с украинской границей.

В начале апреля лоббист интересов компании ДТЭК Михаил Волынец обвинил Россию в том, что та разрушает украинскую энергетику путем продажи дешевой электроэнергии, оказывающей удручающее воздействие на местное производство.

Ситуация произошла из-за деградации материальной части украинской энергетики и холодной зимы 2020–2021 годов, когда запасы угля на ТЭС подошли к концу. На 2 февраля запасы угля на ТЭС Украины составляли 431 тысячу тонн против 2,4 млн тонн годом ранее.

Зимнее увеличение поставок российской и белорусской электроэнергии спасло Украину от блэкаута, хотя в Киеве официально это не признают и обещают в 2022 году отключить украинскую энергетику от единой энергоцепи с соседями.

Данное заявление сделал и. о. министра энергетики Украины Юрий Витренко, однако вряд ли через год ситуация на Украине станет лучше.

Для этого необходимо увеличить закупки угля и газа в РФ. Кроме того, собственная генерация обойдется дороже российских или белорусских поставок, а это дополнительная нагрузка на украинский бюджет, средств в котором и без этого нет.

У Украины нет пространства для маневра

«Других вариантов компенсации дефицита электроэнергии, кроме поставок из России и Белоруссии, у украинской стороны нет. Для Киева данный вопрос представляет политическую проблему», – заключает Суздальцев.

Для отказа от сотрудничества с РФ и Белоруссией украинцам нужно нарастить собственную генерацию, но украинские ТЭС зависят от импорта газа и угля, не говоря уже о том, что увеличение их производства выйдет Киеву дороже внешних закупок.

.

«Единственным вариантом остаются атомные станции, которые необходимо модернизировать и оснащать новыми энергоблоками. Это огромные деньги – средних размеров энергоблок обходится в 3–5 млрд долларов», – резюмирует Суздальцев.

Никто Украине таких денег не даст: страна и без этого увеличивает размер долговой нагрузки. На конец 2020 года объем различных долговых обязательств украинского государства превысил 2,5 трлн гривен, что эквивалентно 90 млрд долларов.

«Еще украинцы утверждают, что они находятся под многолетней агрессией РФ, а кто будет строить атомную станцию на фронте? ТЭС на газе и угле также развивать бессмысленно: уголь и газ закупаются в России. Энергетическая зависимость Украины от России носит тотальный характер, поэтому перед нами демагогия, подтверждающая данную ситуацию», – констатирует Суздальцев.

В определенной степени риторика Наливайченко является обращением к Западу: «Спасайте, оказывайте помощь». Данный аспект упирается в «Северный поток – 2», недопущение эксплуатации которого лоббируют Украина и ее партнеры.

Продолжается развал украинской энергетики

На 1991 год Украина являлась экспортером электроэнергии: республика перерабатывала огромные объемы газа и угля и обладала пятью атомными станциями с восемнадцатью энергоблоками. Чернобыльскую АЭС закрыли, после чего осталось четыре атомные станции и пятнадцать энергоблоков, которые за тридцать лет незалежности пришли в упадок, четыре реактора на сегодня выведены из строя.

Киев обещает решить проблему, а Витренко перейти на ядерное топливо Westinghouse, но дело идет к коллапсу атомной энергетики Украины.

Кроме РФ на рынке нет эффективных предложений по строительству новых АЭС, так что решения проблемы не просматривается. Если ситуация не изменится, то в ближайшее десятилетие заглушат большую часть из оставшихся одиннадцати атомных реакторов Украины.

В случае начала эксплуатации «Северного потока – 2» перестанет быть рентабельной украинская ГТС, в результате чего будет поставлена под вопрос судьба украинских ТЭС, которые работают на газе. Дело грозит полной энергетической катастрофой на Украине.

«Что касается атомных станций, то, во-первых, на это у Украины денег нет, а во-вторых, строить все это могут только россияне. Сегодня этого нельзя представить как со стороны Киева, так и со стороны Москвы», – заключает Суздальцев.

События 2014 года принесли большие проблемы России, но для Украины они означают развал экономики и отсутствие перспектив в качестве эффективного и развитого государства в том формате, который достался Киеву в 1991 году.

Украина была связана с РФ по всем направлениям, из-за чего конфликт обернулся полномасштабным развалом страны. На Украине закрылось большинство ведущих предприятий, миллионы людей вынуждены работать за границей, а страна стала самой бедной в Европе.