15:53
28 марта ‘24

Российский «Альтаир» и китайский «Водяной дракон»: крупнейшие в мире самолеты-амфибии

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Telegram-канал «Крылья войны» рассказывает, зачем Китай построил самый большой гидросамолет в мире, и сравнивает его с российским аналогом.

Идея использовать водную поверхность для взлета-посадки пришла в голову конструкторам немногим позже полета братьев Райт. Так появились гидросамолеты. Их расцвет пришелся на межвоенный период — так называемый «Золотой век авиации». Но развитие реактивной авиации после Второй мировой войны привело к снижению интереса к гидросамолетам. Сегодня их чаще всего можно встретить в малой авиации. В зависимости от конструктивных особенностей выделяют три типа гидросамолетов: летающая лодка, поплавковый гидросамолет и самолет-амфибия. О последних и пойдет речь.

Китайский самолет-амфибия AG600

AG600 Jiaolong — самолет-амфибия китайской компании Aviation Industry Corporation of China. Предназначен для пожаротушения и спасательных операций. Программа по созданию самолета только близится к завершению, но уже сейчас ясно, что «Водяной дракон» будет самым крупным серийным гидросамолетом из всех ныне существующих. Разработка китайского самолета-амфибии официально стартовала в 2009 году. Для первого летного образца центроплан, среднюю, переднюю часть фюзеляжа, а также крыло собрали на предприятии AVIC Xi'an Aircraft Industry (Group) Company в Сиани, хвостовую часть фюзеляжа и хвостовое оперение — на AVIC Hanzhong Aviation Industry Group Company в Ханьчжуне, а выпуском мотогондол занималась китайская компания Flying North. Всего в создании нового китайского гидросамолета было задействовано около 150 научных центров и институтов и 70 китайских предприятий.

Первоначально AG600 должен был подняться в небо в 2013 году, но сроки много раз переносились. Наконец, 24 декабря 2017 года китайский гидросамолет совершил первый полет. Во время него Jiaolong поднялся на высоту около 3000 метров. По словам разработчиков, главной целью полета была проверка безопасности и функционирования бортовых систем.

Разработанный инженерами Китайской авиастроительной корпорации, этот гидросамолет изначально предназначен для нужд гражданской авиации общего назначения. В настоящее время известно о двух основных модификациях гидросамолета AG600: поисково-спасательный вариант (способен принять на борт до 50 человек) и противопожарный для борьбы с крупными лесными пожарами (способен за 12 секунд взять на борт до 12 тонн воды). В будущем возможно создание и других модификаций, в том числе в интересах китайских военных.

Морской авиацией Народно-освободительной армии Китая самолет может использоваться для защиты интересов Пекина на море, к примеру при проведении патрульных операций в спорных районах Южно-Китайского моря. В настоящее время КНР проводит масштабные работы по искусственному превращению рифов в Южно-Китайском море в острова. Таким образом, Пекин рассчитывает объявить их частью своей суверенной территории, вокруг которой в радиусе 200 миль будет простираться исключительная экономическая зона Китая. Другие государства региона крайне болезненно воспринимают эту политику Китая, оспаривая правомочность данных действий. Официальный Пекин считает почти все острова, скалы и рифы в Южно-Китайском море своей суверенной территорией, с чем не согласны Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Тайвань и Филиппины. Позицию этих стран в споре с Китаем открыто поддерживают США.

#China's AG600 amphibious aircraft completes first sea surface flight https://t.co/NGRsXsnIzZ pic.twitter.com/ulBrJ7kMkL

— CGTN (@CGTNOfficial) July 26, 2020

Принимая во внимание политику, проводимую сегодня Китаем в отношении островов в Южно-Китайском море, в будущем вполне возможно использование AG600 в военных целях. После соответствующих незначительных изменений самолет-амфибию можно будет использовать в качестве противолодочного или патрульного, здесь пригодится способность самолета находиться в небе до 12 часов. Также его можно будет эффективно использовать для переброски военных грузов и военнослужащих на отдаленные базы или небольшие острова, не располагающие полноценными взлетно-посадочными полосами.

Кто такой Бе-200?

Бе-200 «Альтаир» — российский самолет-амфибия, разработанный ТАНКТ им. Г. М. Бериева. Ранее он производился на Иркутском авиационном заводе. Сейчас производство перенесено в Таганрог, Ростовская область.

Бе-200 — один из самых необычных многоцелевых самолетов. Он способен взлетать как с земли, так и с поверхности воды. Самолет — настоящий универсал: используется для тушения пожаров, в поисково-спасательных операциях, охраняет водные ресурсы, выполняет экологические миссии, а также перевозит пассажиров и грузы.

Первый летный экземпляр Бе-200 был готов 11 сентября 1996 года, а впервые поднялся в воздух 24 сентября 1998 года с аэродрома ИАПО. 9 июня самолет участвовал в 43-м международном авиакосмическом салоне Paris Air Show Le-Bourget 99, где имел успех у специалистов и посетителей. Он выполнил один тренировочный и два демонстрационных полета со сбросом шести тонн воды.

Самолет также принимал участие в МАКС-99, был показан министру МЧС Сергею Шойгу, который провел совещание по внедрению и эксплуатации самолета-амфибии Бе-200ЧС службами МЧС России. В 2000 году он участвовал в демонстрации российской авиационной техники для тушения пожаров руководству МЧС РФ во главе с первым заместителем министра Юрием Воробьевым и представителям потенциальных иностранных заказчиков из Израиля, Греции, Швейцарии, Франции.

В сентябре 2000 года Бе-200 демонстрировался на Третьей Международной выставке «Гидроавиасалон-2000», бесспорно став ее звездой. В дни работы выставки, 8 и 9 сентября, на нем установил 24 мировых рекорда в классах С-2 (гидросамолеты) и С-3 (самолеты-амфибии), по времени набора высоты 3000, 6000 и 9000 метров без груза и с коммерческой нагрузкой 1000, 2000 и 5000 кг. 23 октября 2001 года в Таганроге встречали многоцелевой самолет-амфибию Бе-200, вернувшийся домой после успешного участия в Международной морской и авиакосмической выставке LIMA'01 в Малайзии и Корейской аэрокосмической и оборонной выставке KADE'01 в Южной Корее.

Кроме базового варианта, разработаны и другие модификации «Альтаира». Транспортный Бе-200Т может использоваться как в грузовом, так и в грузопассажирском варианте (19 пассажиров). Грузовая кабина оборудована роликовыми дорожками и погрузочным тельфером, что обеспечивает погрузку-разгрузку без использования специального аэродромного оборудования.

Пассажирский Бе-210 сможет перевезти 72 пассажира. Также существует и административный ВИП-вариант. Интерьер такого самолета выполняется английской фирмой AIM Aviation. По желанию заказчика возможно создание и других специализированных вариантов «Альтаир», оптимизированных под конкретные задачи. При этом самолет может оснащаться двигателями зарубежного производства. В частности, прорабатывается вариант Бе-200РР с двигателями BR-715 фирмы Rolls-Royce Deutschland.

Патрульный Бе-200П проектирован для решения задачи ведения поиска в заданном районе кораблей и судов, их классификации и определения координат, ведения визуальной разведки орудий лова, документирования фактов нарушения установленного порядка морского промысла, высадки при приводнении самолета досмотровых групп на суда-нарушители без вызова пограничных кораблей, а в случае необходимости и поражения нарушителей государственной границы. Кроме того, амфибия была способна вести контроль за окружающей средой, загрязнениями водной поверхности, метеорологическими условиями и радиационной обстановкой, а также проводить ледовую разведку, участвовать в ликвидации разливов нефти, перевозить личный состав и грузы, десантировать небольшие группы парашютистов.

Пилотажно-навигационный комплекс самолета позволял бы выполнять автоматический полет по заданному маршруту, а также определять положение, курс и скорость надводных целей. На борту также размещались бы комплексы радиолокационного оборудования «Стриж» и разведывательная аппаратура, а кроме того, дополнительные средства радиосвязи, в том числе мощная акустическая громкоговорящая система и аппаратура автоматической передачи данных другим самолетам и на наземные (корабельные) командные пункты.

Число членов экипажа самолета могло меняться в зависимости от выполняемой задачи (максимально девять человек, из них два летчика). Для длительных патрульных полетов предусматривалась возможность размещения сменного экипажа в отсеке для отдыха.

14 июля 2020 года первый Бе-200 поступил на вооружение ВМФ РФ в 859-й Центр боевого применения морской авиации в Ейске. А 24 июля этот самолет принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. «Альтаир» может пригодиться морякам при проведении спасательных операций и охране водных районов, а в перспективе и для уничтожения подводных лодок противника. В дальнейшем Министерство обороны РФ планирует укомплектовать все флоты России данными самолетами.

Первый самолет-амфибия Бе-200 поставлен в морскую авиацию

14 июля в Ейске в 190 учебном смешанном авиационном полку на базе 859 ЦБП и ПЛС прошла встреча первого построенного самолета-амфибии Бе-200ЧС для Министерства обороны РФ. pic.twitter.com/2m8hFuqtFn

— Евгений Шушаков☦ (@EvShu) July 17, 2020

Сравнение гидросамолетов Бе-200 и AG600

Конструкция самолета Бе-200 — свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и убираемым в полете шасси. Оснащен двумя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями ТРДД Д-436ТП с тягой 7500 кгс каждый. Максимальная взлетная масса составляет 41 тонну с суши, 37,9 тонны с воды и 43 тонны с глиссирования. Основные конструкционные материалы — коррозионностойкие алюминиевые и титановые сплавы, а также легированные стали. Экипаж — два пилота.

В правом обтекателе находится вспомогательная силовая установка. Фюзеляж самолета разделен водонепроницаемыми переборками на носовой отсек, кабину пилотов, грузовую кабину, бытовой отсек, технический отсек и кормовой отсек.

AG600 тоже представляет собой высокоплан, но, в отличие от Бе-200, у китайского самолета плоское крыло нулевой стреловидности. Также имеется Т-образное хвостовое оперение. Установлены турбовинтовые двигатели WJ-6 (китайская лицензионная версия советских моторов АИ-20) мощностью свыше 5000 л. с. Максимальный взлетный вес самолета превышает 53 тонны. Экипаж — три человека.

Самолет обладает внушительными размерами. Длина «Водяного дракона» превосходит Бе-200 почти на пять метров и составляет более 36 метров. Размах крыла машины — около 39 метров, а заявленная максимальная взлетная масса — 53,5 тонны. В китайских источниках встречалось упоминание о взлетной массе до 60 тонн. Все перечисленное делает AG600 самым большим современным гидросамолетом в мире. Максимальная скорость самолета — 570 км/ч, что на 130 км/ч меньше, чем у Бе-200. Максимальная скорость российского гидросамолета составляет 700 км/ч. А вот в дальности полета и максимальной высоте наш самолет уступает китайскому: дальность полета Бе-200 — 3100 км, а у AG600 — 5500 км. Максимальная высота, на которую может подняться «Водяной дракон», — 10 500 метров, а Бе-200 — 8100 метров. Оба самолета могут взять на борт 12 тонн воды.

Довольно странным инженерным решением выглядит устройство двигателей. В данном случае российский Бе-200 выглядит предпочтительнее для решения большого количества разноплановых задач, ведь двигатели самолета-амфибии РФ находятся над крылом. Это позволяет Бе-200 не «засасывать» воду, когда самолет садится на воду или взлетает.

AG600 превосходит российский самолет по размерам, дальности и высоте полета, но если брать во внимание прочие основные характеристики, то самолеты аналогичны друг другу. Оба могут взять на борт до 12 тонн воды. Пассажировместимость при эвакуации у китайской машины составляет 50 человек, у Бе-200 — 45 человек. Стоит сказать, что китайский гидросамолет сопоставим с «Альтаиром» и обе машины одного класса. Ниже приведена сравнительная таблица основных характеристик этих двух летательных аппаратов:

Летно-технические характеристики

Бе-200

AG600

Длина самолета

32,05 м

36,9 м

Размах крыла

32,70 м

38,8 м

Максимальная взлетная масса

41 000 кг

53,500 кг

Вместимость воды

12 000 кг

12 000 кг

Максимальная скорость

700 км/ч

570 км/ч

Дальность полета

3100 км

5500 км

Практический потолок

8100 м

10 500 км

Эти два самолета являются единственными в мире в своем классе, со своими параметрами и функционалом. Рынок для их реализации открыт, и на Бе-200 уже есть твердые заказы. Китайцы могут попытаться вызвать спрос на своего «Дракона» более низкой ценой и менее длительными сроками поставки готовых AG600 заказчикам. Будет интересно наблюдать за конкуренцией этих отличных самолетов.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Крылья войны», чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.