14:29
26 апреля ‘24

Цирк моего детства: от трюков к волшебным трансформациям. Колонка Эдгарда Запашного

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Цирк моего детства. Как часто мы, артисты, слышим эту фразу. У каждого из нас есть цирк нашего детства, ведь, как правило, человек оказывается в первый раз на преставлении еще ребенком, которого туда привели родители или бабушка с дедушкой. Потом проходят годы, и человек уже сам ведет в цирк своих детей, а затем и внуков.

Я только что описал поведение среднестатистического россиянина.

Но публика, которая любит цирк, ходит в него на протяжении всей жизни. Поговорив с таким человеком, можно легко узнать, что цирк меняется ни много ни мало каждые 10–20 лет, потому что хороший цирк всегда идет в ногу со временем, он всегда актуален.

Если говорить о шоу 50-летней давности, то первое его отличие от современного — это акцент на сложности трюка. Раньше в цирке во главу угла ставилось именно исполнительское мастерство, достижение.

Современный же цирк на постоянной основе ищет взаимодействие с инновационными технологиями. Придя сегодня на лучшие представления мира, вы увидите самое современное световое оборудование, новейшие экраны, многогранный звук, сложнейшие костюмы — всему этому сегодня уделяется очень большое внимание, потому что цирк сейчас рассматривается в буквальном смысле слова «под микроскопом».

Люди, посетившие концерты Майкла Джексона, группы Rammstein, Филиппа Киркорова, хотят видеть качественный даже в мелочах продукт. Это не значит, что трюки сейчас отошли на второй план, но именно визуальным эффектам уделяется гораздо больше внимания. В Большом Московском цирке установлен самый длинный экран в нашей стране. В Китае построен цирк на 10000 мест с высотой купола более 40 метров. На таких громадных площадках с современным оборудованием теряются мелкие трюки, и организаторы все чаще используют что-то большое, глобальное.

Мой брат Аскольд Запашный как художественный руководитель Большого Московского цирка очень любит групповые номера, в которых задействовано большое количество локаций. Иногда зрители жалуются, что не все успели рассмотреть, но ведь в таком случае у них есть возможность прийти к нам еще раз и увидеть это же шоу из другой части зала, получить новые эмоции.

В истории цирка всегда были артисты, которые шли в ногу со временем. Приведу пример.

Недавно скончавшийся народный артист России Михаил Багдасаров начинал свою карьеру в цирке как униформист, в дальнейшем стал дрессировщиком осликов, но очень хотел сделать что-то большое и значительное. Советская Республика Армения помогла Михаилу Ашотовичу сделать аттракцион «Давид Сасунский», в котором он объединил разных животных: львов, тигров, волков, леопардов, пантер. С этим аттракционом он проработал много лет. Когда у него подросла дочка Карина Багдасарова и было принято решение, что ей пора работать с хищниками, Михаил Ашотович понял, что в тематику этого номера вместе с ним вряд ли впишется несовершеннолетняя девочка. Он решил переделать аттракцион, как говорится, на злобу дня, потому что на тот момент все делали шоу. Свой аттракцион, который пользовался огромным успехом у зрителей по всему миру, он так и назвал — «Тигры-шоу».

Многие артисты создавали свои знаменитые цирковые аттракционы по мотивам известных произведений. Так Отар Ратиани создал в Советском Союзе аттракцион «Человек-невидимка». На протяжении целого отделения зрители в буквальном смысле слова наблюдали приключения невидимого человека в цирке, точнее, ощущали в зрительном зале его присутствие. Иллюзионные трюки показывали, как костюм самостоятельно «шел» через весь манеж, люди не видели головы; передвигались предметы, на полу отпечатывались мокрые следы человека…

Виталий Пузаков некогда создал аттракцион «Медвежья олимпиада», тем самым отдав дань уважения олимпийскому движению. Медведи «соревновались» на всех известных спортивных снарядах: на кольцах, на турнике, на брусьях и даже на спортивном коне.

Лучшие современные шоу очень сильно отличаются от стереотипов людей, которые, побывав в цирке лишь однажды в детстве, ждут следующего посещения уже со своими детьми. Я могу перечислить несколько коллективов, работы которых производят сильнейшее эмоциональное впечатление на зрителей.

«Шоу воды, огня и света» Анатолия Сокола на сегодняшний день является одним из лучших по техническому оснащению. Шоу Гии Эрадзе, а это целых четыре коллектива, не оставят равнодушными людей, которые влюблены в золото, стразы и приходят в восторг от большого количества шикарных животных. Аскольд Запашный делает сюжетные спектакли, после которых человек всегда выходит полный размышлений об увиденном. Шоу Влада Гончарова «Принц цирка» в постановке Руслана Ганеева отличается индивидуальным стилем.

Я могу продолжать и дальше, но хочу отметить главное — все эти спектакли объединяет качественный цирк, высокое профессиональное мастерство людей, работающих на манеже: это акробаты, гимнасты, иллюзионисты, дрессировщики… В общем, современный качественный цирк никого не оставит равнодушным и точно заставит задуматься людей, которые вдруг случайно после многих лет или даже впервые оказались на представлении.

Меня расстраивает, когда люди, не посещающие цирк, легко критикуют в интернете этот вид искусства. А потом, увидев шоу, пишут, каким неожиданным стал для них факт, что современные представления далеко ушли вперед и очень сильно обогнали их стереотипное к ним отношение.

Цирку много лет, а точнее — веков. Колизей, построенный в 72 году н. э., тоже назывался цирком, но он был другим. Цирк жил, жив и будет жить до тех пор, пока не перестанет быть интересным и вызывающим только положительные эмоции.