14:28
29 марта ‘24

Смысл, которого не было: постмодернизм и кураторство. Колонка Никаса Сафронова

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Мы с вами подробно обсуждали, какие существуют способы продвижения современного искусства, точнее, как сделать, чтобы некий арт-объект был продан подороже. Среди многих способов, которые используются для продвижения произведений искусства и их авторов на арт-рынке, есть так называемое кураторство.

Слова «кураторство», «курировать» происходят от латинского curare (заботиться). Термин имеет разные значения, но сегодня чаще всего применяется в музейном и галерейном деле. Сама «профессия» куратора зародилась довольно давно — в XVI–XVII веках. Тогда богатые коллекционеры начали собирать «кабинеты редкостей», присматривать за которыми нанимали специальных людей, часто очень высокооплачиваемых. Кураторы занимались систематизацией и хранением таких собраний.

Куратор в современном значении вышел на авансцену примерно во второй половине XX века, на пике расцвета авангардного искусства.

Сегодня куратор не только технически организует выставки или другие арт-проекты, он также определяет актуальность тематики художественного события, активно сотрудничает с авторами, фактически являясь их соавтором.

Необходимость кураторства в современном искусстве обусловлена рядом факторов. В первую очередь это явление стало следствием появления и развития авангарда, что сопровождалось инновационными поисками.

Кураторство — неотъемлемая часть того, что мы называем концептуальным искусством, природа которого зиждется на приоритете идеи над формой.

Необходимость в фигуре куратора обусловлена также непостоянством современных культурных потоков, а значит, есть постоянная потребность в объяснении художественных процессов и произведений с философской, религиозной, эстетической точки зрения.

Наконец, куратор — необходимая фигура на фоне коммерциализации искусства, ведь процесс, в контексте которого художественное произведение становится реальным товаром, напрямую зависит от его грамотной раскрутки и продвижения на арт-рынок.

Говоря о кураторстве, нужно особо упомянуть о таком явлении в современном искусстве, как постмодернизм. Можно сказать, что постмодернизм стал своего рода мировоззрением, при помощи которого делаются попытки придать смысл новым явлениям в художественной жизни. Постмодернизм исходит из восприятия окружающей действительности как текста. При этом автору как бы отказано в возможности реализовать себя через свое произведение и шире — через свое творчество. Провозглашается «смерть» автора, а роль демиурга переходит к читателю, который сам интерпретирует текст и конструирует его смысл. Таким образом, смысл как бы оказывается не изначально заложенным в произведении, а привнесенным туда читателем. Автору же отводится скромная роль воспроизводства культурных кодов, не более.

Такого рода объяснительная и упорядочивающая схема в той или иной мере была убедительной в отношении традиционного искусства, в произведениях которого авторами были заложены и воплощены смыслы, настроения, идеи. Однако художественная практика 1960–1970-х годов и далее вывела на авансцену арт-объекты, зачастую полностью лишенные какого-то определенного смысла и формы, доступной для постижения. И тут без куратора стало совершенно не обойтись.

Куратор, который вышел на авансцену художественной жизни в последней трети прошлого века и с тех пор с нее не уходит, совмещает в себе множество функций. Это анализ художественных процессов и их связи с социальной практикой. Это работа со СМИ с целью донести до потенциальной аудитории ценности того или иного проекта. Это оценка произведения с точки зрения его коммерческих перспектив. Это концептуальное выстраивание проекта, в рамки которого можно включить те или иные арт-объекты. Это менеджмент проекта на всех его этапах и т. д.

При этом куратор в большинстве случаев не просто «заточен» на современное искусство. В центре его внимания в первую очередь то, что может эпатировать публику, вызвать скандал. Его задача — привлечь максимальное внимание как к выставке, так и к отдельным ее экспонатам, каждый из которых, как правило, не имеет самостоятельного смысла, но в контексте той или иной кураторской идеи этот смысл обретает. А уже затем этот экспонат может стать самостоятельным объектом и воплощать некий смысл, который в нем изначально заложен не был.

Так что современному искусству, особенно в тех его формах, которые сегодня востребованы на арт-рынке, без куратора, как говорится, никуда.