13:02
16 апреля ‘24

Углеродный налог: ЕС не рискнет пересекать опасную черту и пугать экспортеров из России

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Введение Евросоюзом углеродного налога - это опасный прецедент. Начав с малого, можно до бесконечности увеличивать обязательные налоговые выплаты для российских экспортных компаний, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. 

В преддверии введения трансграничного углеродного регулирования Евросоюзом, эксперты делятся своими соображения по поводу того, как будут развиваться события.

Во сколько может обойтись углеродный налог

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал отчет о вероятных убытках российских производителей из-за планируемого к введению в странах Евросоюза углеродного налога. 

Согласно исследованию ИПЕМ, совокупные дополнительные издержки производителей из России могут составить около 160 млрд рублей в год. По мнению Александра Широва, подобные прогнозы - далеко не самые пессимистичные.

«160 млрд рублей в год - не очень большая сумма. Если перевести ее в евро, получится чуть более 2 млрд по текущему курсу, - объясняет Широв. - Объем российских экспортных товаров, которые могут попасть под углеродный налог Евросоюза, существенно больше.

По результатам анализа нашего Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, который проводился в ценах 2020 года, затраты российских экспортеров на углеродный налог можно оценить на уровне 4-5 млрд евро, но и это не предел».

Эксперт констатировал, что уже совершенные расчеты учитывают только прямые парниковые выбросы, а кроме них существуют еще различные варианты косвенных, которые также могут учесть при формировании углеродного налога.

«Нужно помнить еще и о том, что ставка за выброс углерода растет. Еще в 2019 году она составляла 25 евро за тонну, а сейчас на отдельных площадках сбор доходит до 40 евро», - рассуждает Широв.

Проблема заключается не в сумме, а в том, что Евросоюз запланировал решать свои проблемы, связанные с эко-политикой, за счет других государств. Это опасный прецедент, ведь начав с малого, можно до бесконечности увеличивать обязательную налоговую нагрузку, в том числе для российских компаний, подчеркнул эксперт.

Сценарии внедрения углеродного налога в ЕС

Согласно базовому сценарию, Евросоюз введет налог в 2023–2025 годах, и касаться он будет только прямых выбросов парниковых газов, образующихся непосредственно при производстве продукции. 

Ранее при таком развитии событий нагрузка для российских экспортеров оценивалась в 30,3 млрд евро с 2025 по 2030 год. Однако пока параметры налога для компаний, оставляющих большой углеродный след при производстве, не определены, а к моменту реализации «зеленой» налоговой политики, в нее могут включить и косвенные выбросы.

«Самый главный аргумент противников углеродного налога заключается в том, что он по сути представляет собой нетарифное ограничение торговли, с помощью которого некоторые страны пытаются улучшить свое конъюнктурное положение в мировой экономике», - отметил Широв.

Станут ли российские экспортеры уходить с рынка ЕС

ИПЕМ спрогнозировал уход части компаний из России с европейского рынка из-за роста себестоимости товаров, на которую повлияет углеродный налог, а также из-за необоснованных сопутствующих трат. 

Однако не все аналитики разделяют эту точку зрения. «Не думаю, что российские производители оставят европейский рынок, поскольку в текущий момент суммы в масштабе общего российского экспорта в Евросоюз являются гомеопатическими.

Кроме того, Европа заинтересована в энергоносителях из России, поэтому, скорее всего, в своих действиях не станет переходить ту черту, которая сделает рынок не премиальным для российских компаний», - прокомментировал Александр Широв.

Согласно данным ИПЕМ, по итогам 2019 года Россия лидировала как по объему экспорта углеродоемких товаров в ЕС в деньгах, так и по доле этой продукции в совокупном объеме отечественного экспорта, которая составила порядка 13%.

В денежном выражении экспорт указанной продукции из России в Евросоюз составил 57 млрд долларов, в то время как из Китая – 41 млрд долларов, из США – 32 млрд долларов.  

В результате введения углеродного налога в ЕС стоит ожидать частичную переориентацию российских товаров на другие рынки: прежде всего, в Юго-Восточную Азию.

Внутри России ощущается избыток различных видов топлива, поэтому производителям интереснее искать новые рынки. Уже сейчас наблюдается ситуация, когда из-за отказа Евросоюза от использования российского угля этот энергоноситель уходит на Восток, где его охотно покупают, заключил эксперт.