20:01
28 марта ‘24

Давление на «Северный поток – 2» обернулось для Польши проблемами с Baltic Pipe

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Блокировка Baltic Pipe датскими властями могла быть вызвана многими причинами, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Дания расстроила польские планы

Заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач заявил, что в Варшаве считают опасными попытки заблокировать строительство газопровода Baltic Pipe, который должен доставить в республику норвежский газ из Дании.

Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов отказал в выдаче разрешения на строительство Baltic Pipe, который в Польше позиционируют в качестве альтернативы «Северному потоку – 2» и импорту российского газа.

Поводом для решения стало то, что датские ведомства недостаточно изучили вопрос о защите дикой природы при прокладке Baltic Pipe.

Пшидач пообещал выяснить, в чем дело, и посетовал на то, что за экологической тематикой могут скрываться чьи-то интересы. Польский дипломат утверждает, что блокировка Baltic Pipe является опасной для Польши, Украины и некоторых других стран.

Аналогичные проблемы датчане систематически создавали для «Северного потока – 2», но это всегда поддерживалось поляками. Теперь они обвиняют Копенгаген в работе на политические интересы третьих лиц, но в данном случае это конспирология.

Экологическая тематика ЕС идеологизирована и играет все большую роль при принятии политических решений.

Дания относится к числу экологических лидеров: Копенгаген сделал ставку на возобновляемые источники энергии, т. е. ветряки и солнечные батареи, и является вместе с ФРГ лидером по стоимости электроэнергии в ЕС.

Последствия датского моратория непонятны: Копенгаген может повлиять на Baltic Pipe существеннее, чем на «Северный поток – 2».

Датчане были обязаны дать разрешение на прокладку «Северного потока – 2» в своей исключительной экономической зоне, а в случае с Baltic Pipe у них большой регуляторный арсенал: газопровод выходит напрямую из Дании по направлению Польши.

Сомнительно, что датчане заблокируют Baltic Pipe, но отсрочить его прокладку могут. Мы помним, как датские решения повлияли на «Северный поток – 2»: строительство затормозилось, что позволило подвести проект под газовую директиву ЕС и санкции США, введенные в рамках военного бюджета на 2020 год. Если датчане пойдут на принцип, то полякам придется пересмотреть бухгалтерию.

Проектная мощность Baltic Pipe сравнительно небольшая – 10 млрд кубов газа в год, но это эквивалентно польским закупкам у «Газпрома». Поляки планировали достроить к 2023 году газопровод из Дании и одновременно отказаться от долгосрочного контракта с РФ.

Прослеживаются и другие планы, связанные с национализацией и реверсом польского участка газопровода «Ямал – Европа» и усилением давления на Россию: польский антимонопольный орган не просто так оштрафовал «Газпром» на 7,6 млрд долларов.

Правовые основания «штрафа» смехотворны, но Варшава планировала использовать его в будущих акциях против России, но без Baltic Pipe все это будет самоубийственным, поэтому нервозность польских властей по датскому решению объяснима.

Baltic Pipe не изменит европейский энергобаланс

«Проекту Baltic Pipe лет десять. Сначала его считали перспективным, затем участники посчитали иначе, после чего снова переменили свое решение. Инициатором этого была Польша и подавалось все это как конкуренция «Северному потоку – 2»», – заключает Оленченко.

В октябре 2020 года Польша предлагала Германии Baltic Pipe в качестве альтернативы трубопроводу «Северный поток – 2», но это выглядело как польский анекдот. Во-первых, объемы газопроводов несравнимы – 55 млрд кубов газа в год против 10 млрд кубов. Во-вторых, Норвегия будет продавать в Польшу тот газ, который до введения в строй «Северного потока – 2» она продолжит поставлять в Германию.

Baltic Pipe и «Северный поток – 2» в случае ввода в строй перераспределят газовые потоки в Европе: новых объемов сырья на рынок не придет, поэтому проекты являются не альтернативами друг друга, а новыми способами доставки уже потребляемого сырья.

«Польша рассчитывает сделать себя важным узлом газа в Европе, когда на польском рынке будет концентрироваться сланцевый газ из США и норвежский газ с Baltic Pipe. Это позволило бы полякам получить солидную маржу», – констатирует Оленченко.

Экономически данные планы не оправдались, но такая риторика сохраняется в заявлениях польских официальных лиц.

«Риск Baltic Pipe заключается еще и в том, что у норвежских месторождений просматривается горизонт истощения. Из-за этого новый газопровод будет иметь ограниченный ресурс как по времени, так и по объему прокачки», – резюмирует Оленченко.

Данный момент входит в мотивацию Дании: недолговечный газопровод действительно создаст риски экологии.

«И здесь играет роль проблема отношений Дании и Норвегии – они в диалоге стараются рассматривать все вопросы пакетно. Не надо забывать и про ткань датско-польских отношений. Варшава высокомерно относится ко многим странам, претендуя на лидирующую роль в восточноевропейской политике и постоянно апеллируя к поддержке США. Данный фактор также мог сыграть роль», – заключает Оленченко.

Однако вопрос не закрыт, и к строительству Baltic Pipe стороны вернутся. Однако непонятно, когда и в каком виде он будет завершен.