01:35
27 апреля ‘24

«Спецназ» талибов воюет с ИГ и угрожает армии Афганистана

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Федеральное агентство новостей негативно относится к идеологии и деятельности террористических организаций. Сведения об истории, деятельности, воззрениях и целях экстремистских организаций приводятся исключительно в информационных целях и не являются пропагандой.

Террористические группировки «Талибан» и «Исламское государство» (ИГ*, ИГИЛ*, «Вилаят Хорасан») запрещены в России по решению Верховного суда.

В середине 1990-х годов весь мир смотрел на исламское движение «Талибан» с нескрываемым скептицизмом: не имевшие боевого опыта ученики религиозных школ под предводительством полуграмотного одноглазого муллы мало кому казались серьезной силой. Однако «студенты» уже вскоре победили полевых командиров на пуштунском юге Афганистана, взяли Кабул, а к 1998 году контролировали уже 90% страны.

Со временем меняется все, и террористы тоже. За 30 с лишним лет талибы проделали огромный путь, превратившись из местечковых радикалов в политическую силу, с которой не может не считаться Запад. Такие же изменения претерпела и их боевая тактика: если в 1990-х они побеждали скорее благодаря фанатизму и многочисленности бойцов, которых регулярно поставляли пакистанские медресе, то теперь создают подразделения, которые зачастую вооружены и обучены лучше, чем Национальная армия Афганистана.

Одним из таких подразделений являются так называемые «красные отряды» (в другом переводе с пушту — «кровавые отряды» или даже «особо опасные отряды»). Telegram-канал «Афганская голубка» рассказывает о специфике этих «элитных частей» «Талибана».

Когда появились «красные отряды»?

Скорее всего, они были сформированы летом 2015 года для борьбы с террористами «Вилаята Хорасан» «Исламского государства», который тогда переживал в Афганистане время расцвета. В октябре 2015 отряды были сосредоточены в провинциях, где угроза внедрения ИГ была наиболее высока — Нангархар, Фарах, Гильменд и Заболь, то есть на востоке и юге страны.

Вожди «Талибана» обращались к Абу Бакру аль-Багдади, стоявшему в то время во главе ИГ, с просьбой оставить ведение войны на территории Афганистана в их руках и прекратить вербовку среди талибов. Их просьба была проигнорирована. Вероятно, именно в это время муллы решили создать силу, способную противостоять неожиданно появившемуся конкуренту.

На август 2016 года численность «красных отрядов» составляла 200-300 человек, однако руководство планировало довести ее до 400. По некоторым данным, сейчас в «спецназе» «Талибана» насчитывается до 1000 боевиков.

На видео и фотографиях, которые публикует связанный с «Талибаном» джихадистский канал Al-Emarah, будущие «спецназовцы» носят красные повязки на лбу или на руке.

(IMAGE) In the Taliban propaganda videos you see Special Forces operators in camo & all kinds of gear with shiny weapons - but in reality the "Red Units" are on the battlefield often like these two men below. Next to them stands a Taliban sniper. pic.twitter.com/ClRyddm5N9

— American Jihad Watch (@Watcherone) July 31, 2020

Чем они вооружены?

«Красные отряды» экипированы серьезнее, чем «регулярные» части «Талибана»: у них есть крупнокалиберные пулеметы и винтовки M4 и M16 американского производства, пистолеты S&W SW9VE, современные штурмовые винтовки FN SCAR и лазерные целеуказатели.

Иногда в кадре появляются и более интересные аксессуары — например, оптические прицелы Trijicon ACOG или тепловизионные прицелы Pulsar Apex XD50 или ATNI MARS-HD 384.

#Afghanistan: 2x Pulsar Apex XD50 thermal optics,, one with laser rangefinder (LRF) with #Taliban "Red Units" recently.

Both mounted on M4 Carbine pic.twitter.com/SzDiMVmjJV

— Cᴀʟɪʙʀᴇ Oʙsᴄᴜʀᴀ (@CalibreObscura) July 11, 2020

Представители талибов заявляют, что все это попадает в их руки на поле боя или во время нападений на казармы афганской армии и полиции. Часто в этих нападениях задействованы «красные отряды». Получается что-то вроде самообеспечения: боевики захватывают оружие для себя и своих будущих «коллег».

Exclusive: Equipment of a #Taliban Red Units fighter in late 2019.

You may remember the M16A4 + Pulsar Apex XP/XQ50/38 Thermal optic, S&W SW9VE, etc but the complete kit includes M4 Carbine, AKS-74U, T56-1, PK (With Bulgarian MG-M1 barrel), possible Iranian SVD Dragunov & more. pic.twitter.com/YxSMQGUREq

— Cᴀʟɪʙʀᴇ Oʙsᴄᴜʀᴀ (@CalibreObscura) March 24, 2020

Кроме того, они широко пользуются приборами ночного видения, которые у сотрудников афганской армии и полиции зачастую отсутствуют. Нападения в темное время суток стали визитной карточкой «красных отрядов» и доставляют много проблем местным силовикам. В результате одной из таких атак в провинции Кундуз, начавшейся в 2.30 ночи и длившейся два часа, боевики убили не менее шестерых военнослужащих и двух полицейских, захватили базу, уничтожили армейский джип и скрылись, не понеся потерь. В ходе нападения в их руки также попали ракеты и другое вооружение.

Где их тренируют?

Будущие боевики проходят подготовку в нескольких лагерях на территории Афганистана. Примерами являются Тарик ибн Зияд, который, по некоторым данным, находится в провинции Пактика, и лагеря Махмуд Газневи и Абу Бакр Сиддики, точное местоположение которых не известно.

Пару лет назад газета The Times в очередной раз обвинила Тегеран в поддержке талибов, заявив, что тренировочные базы находятся в иранской провинции Керманшах, а в качестве инструкторов выступают ни много ни мало офицеры «Корпуса стражей Исламской Революции», обученные языку пушту. Некие должностные лица «Талибана» из Кветты якобы это подтвердили, добавив, что Иран выдвигал два условия для подготовки будущих новобранцев: активная борьба с ИГ и осуществление нападений на силы США и коалиции НАТО.

Кстати, в лагерях учат обращаться с зенитными установками, — а предположить, что у ИГ в ближайшее время появится авиация, крайне сложно. Зато за минувшие два месяца талибы дважды заявляли о том, что сбили вертолет ВС Афганистана: 27 июля в провинции Гильменд и 22 августа в провинции Бадахшан.

Против кого они воюют?

Как было сказано выше, главным противником считается «Вилаят Хорасан» (ИГ). Например, именно талибские «отряды особого назначения» нанесли поражение ИГ в провинции Джаузджан в 2017 и 2018 годах — во втором случае переломить ход двухнедельных боев в районе Дарзаб удалось только после того, как из южных провинций прибыли «красные отряды». В 2019 они повторили успех в Кунаре и Нанграхаре.

Однако осенью 2016 года «красные отряды» развернули боевые действия уже против правительственных войск. Тогда под контролем талибов оказались 11 из 14 районов провинции Гильменд и большая часть местных дорог, а от афганских военных стали поступать сообщения о том, что с ними воюют несколько сотен боевиков, вооруженных по образцу коммандос и применяющих их тактику.

На видео из тренировочного лагеря, опубликованном около месяца назад каналом Al-Emarah, один из террористов объясняет на хорошем английском, что «исламские коммандос» готовы на все, если Америка не будет следовать условиям соглашения с талибами.

#Taliban release new #video of #SOF training camp #AfghanistnFull HD Link https://t.co/a7pi23TS9U pic.twitter.com/Rfrw7tH4bz

— Tariq Ghazniwal (@TGhazniwal) July 31, 2020

Их тактика

Называть «красные отряды» спецназом в западном смысле этого слова все-таки не вполне корректно: они используются не для многоступенчатых операций, а для нанесения ударов по относительно сложным объектам (например, военным частям и тюрьмам), прорыва блокады, захвата стратегически важных районов и сопровождения важных лиц — либо в качестве авангарда, расчищающего дорогу для наступления основных частей.

Примечательно, что подробностями о ходе крупных боев в Афганистане не спешат делиться ни террористы ИГ, ни талибы, и даже о самых успешных наступлениях «красных отрядов» известно крайне мало.

В докладе Совбеза ООН от 10 июня 2019 года было указано, что слаженные действия и новые тактики, которые применил «Талибан», насторожили местные власти: во время боев с участием «красных отрядов» в провинции Газни боевики предотвратили подход подкреплений к афганским силам безопасности, перерезали линии связи и использовали захваченную армейскую форму и технику, чтобы обеспечить эффект неожиданности в ходе нападений.

Каким целям служит этот «спецназ»?

Во-первых, «Талибан» использует «красные отряды» для пропаганды. Несмотря на то, что с момента их создания прошло около пяти лет, достоверной информации по-прежнему крайне мало, а таинственность играет на руку агитации. Не исключено, что попадающие в интернет материалы приукрашают действительность, чтобы усилить моральное воздействие — боевикам нужно показать, что у них есть части, не уступающие по подготовке афганским силам безопасности, и привлечь в свои ряды пополнение, вдохновленное романтикой «войны против неверных». Образы десятков террористов, одетых в камуфляж и марширующих строем, действительно впечатляют.

Taliban train special forces in their military training camps, the latest videos show their forces preparation.

Most of these forces added to their red units and then they attack cities and Daesh positions

These forces participated in Kunduz, Baghlan and Farah cities offensives pic.twitter.com/2MlOtEKhVT

— افغان خالد (@DtaIhUrBx3X4adQ) September 21, 2019

В последнее время количество публикаций в Интернете фото и видео из тренировочных лагерей увеличилось. Складывается впечатление, что «Талибан» стремится продемонстрировать свою силу в преддверии завершения вывода западных войск и возможного начала межафганских переговоров.

Однако на «непарадных» фото видно, что «красные отряды» вооружены примерно так же, как и рядовые талибы:

Very interesting unofficial images of Taliban "Red Units" (Special forces) via @drknurpakt2.

These are significant because most images of Taliban Red Units are very much propaganda, and I doubt represent their actual units. Note the standardised use of M16A4 and M4. pic.twitter.com/jQj2pNbe16

— Cᴀʟɪʙʀᴇ Oʙsᴄᴜʀᴀ (@CalibreObscura) September 20, 2019

Во-вторых, появление «красных отрядов» говорит о том, что талибы решили повысить свою боеспособность. Практика показывает, что это им удалось — «спецназ» вполне успешно действуют как против внешнего врага (ИГ), так и против внутреннего (Национальная армия Афганистана и другие силовые структуры).

В-третьих, появление «красных отрядов» свидетельствует об изменении статуса и некоторой трансформации идеологии «Талибана»: в 1990-е годы ни студентам из пакистанских медресе, ни их руководству и в голову бы не пришло создавать нечто родственное западным структурам. Нельзя говорить о сходстве «красных отрядов», например, с американскими морпехами, — однако первые явно подражают вторым, и 30 лет назад представить такое было невозможно.

Больше новостей из Афганистана читайте в Telegram-канале «Афганская голубка».

* Организация запрещена на территории РФ.