Рекордный объем запасов бензина и дизельного топлива в России стал результатом совместной работы ведомств по предотвращению роста цен, рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».
Объем запасов дизельного топлива и бензина в Российской Федерации достиг рекорда впервые по состоянию на период с 26 мая по 2 июня 2021 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на копию протокола биржевого комитета Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Мониторинг внутреннего рынка топлива проводит специализированный комитет, куда входят представители ФАС, Министерства энергетики России и нефтяных компаний, которые, как заявили в антимонопольном ведомстве, изменили планы по реализации нефтепродуктов в сторону повышения.
Начало июня демонстрировало «высокий уровень запасов бензинов и дизельного топлива, превышающий показатели 2020 и 2019 годов», говорится в протоколе биржевого комитета ФАС. Таких объемов, полагают в ведомстве, хватит «для удовлетворения спроса». Если верить информации, представленной Центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса, речь идет о 1,64 млн тонн автомобильных бензинов, а также о 2,74 млн тонн дизельного топлива.
«Минэнерго и ФАС активно договаривались с нефтяниками на протяжении фактически всей весны, чтобы те меньше экспортировали сырья, насыщали внутренний рынок, не спешили или как-то аккуратно проводили профилактику на нефтеперерабатывающих заводах», - прокомментировал информацию ФАС эксперт Игорь Юшков.
Цель повысить запасы автомобильного бензина к маю текущего года до 1,6-1,7 млн тонн перед нефтяными компаниями ставило Министерство энергетики России после того, как внутренний рынок испытал дефицит топлива на фоне неспособности нефтеперерабатывающих предприятий из-за пандемии коронавирусной инфекции обеспечить спрос.
Пандемия встряхнула рынки
Ситуация усугубилась при росте цен на нефть, из-за которого экспортная цена нефтепродуктов оказалась выше внутренней. В результате, по данным Росстата, рост розничной цены бензина в России в первом полугодии 2021 года превысил динамику за весь 2020 год.
Остановить рост решили прямым воздействием. Для этого российское правительство скорректировало налоговые условия для сектора переработки и увеличило обязательства компаний по обеспечению внутреннего рынка топливом. Вице-премьер РФ Александр Новак говорил, что рост цен на бензин в России не превысит темпы инфляции.
«Можно сказать, что рекордные объемы – это результат усилий Минэнерго, потому что цена на нефть росла, а нефтяники все больше и больше отправляли на экспорт. Соответственно, уходило сырое сырье и нефтепродукты, за счет чего компании зарабатывали больше.
Поэтому власти опасались, что дефицит приведет к большему подорожанию топлива после роста цен на протяжении нескольких месяцев 2021 года. Остановился он только во второй половине апреля, так как был изменен механизм расчета демпфирующей надбавки. Сейчас вы видим результаты борьбы – запасов топлива в России стало очень много, нефтеперерабатывающие заводы практически не уходили на плановые ремонты и не отправляли на экспорт», - пояснил эксперт.
Стабильность в РФ привлечет Киев
Украина оказалась на грани топливного кризиса из-за дефицита дизеля и автогаза, о котором заговорили в мае текущего года. Однако коллапса удалось избежать за счет российского поставщика. Такой подход местных компаний не устроил украинскую власть, которая вмешалась в регулирование цен на автомобильное топливо, спровоцировав новые проблемы.
О сложностях заявлял директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, констатировавший, что поставки бензина А-95 на Украину из Белоруссии больше не осуществляются в одностороннем порядке по решению Минска.
Коммерческий директор государственной газодобывающей компании «Укргаздобыча» Сергей Федоренко уточнил, что дефицит бензина А-95 в стране может составить в июне 50-60 тысяч тонн из-за решения белорусской стороны.
Нависшие угрозы, считает эксперт Игорь Юшков, могут подтолкнуть украинские компании к России, так как прямого запрета на поставки топлива в эту страну нет.
«Однако есть процесс лицензирования. То есть, если вы хотите поставить туда топливо, то должны получить специальную лицензию и взять разрешение у Министерства экономического развития Российской Федерации», - отметил собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Если отечественные компании хотят поставить Украине дизельное топливо, то могут воспользоваться трубой, которая идет из России через Белоруссию. Но сейчас вопрос стоит в желании и потребности украинских организаций, а также в разрешении киевских властей, которые бравируют отказом от российского и белорусского топлива и электроэнергии.