19:49
28 марта ‘24

Режим Зеленского вновь заставляет украинцев «вывернуть карманы»

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На днях Верховная рада Украины приняла закон о так называемой налоговой амнистии. По мнению экономистов, амнистия затеяна режимом Зеленского, чтобы сначала выявить все теневые капиталы украинцев, а затем обложить их огромными налогами. О том, как власти Украины решили выжать из населения последнее, рассказывает корреспондент ФАН в Киеве.  

На Украине с 1 сентября власти запускают масштабную кампанию по налоговой амнистии. В ее рамках украинцам предлагают легализовать все свои активы, с которых ранее не были уплачены все налоги — имущество и деньги. В рамках амнистии украинцы смогут заплатить государству по льготной ставке (от 2,5% до 9% — в зависимости от вида актива), чтобы затем якобы спать спокойно. Само декларирование подается властью как сугубо добровольное.

Но беда в том, говорят аналитики, что непонятно, что последует после амнистии для тех, кто откажется платить по льготным ставкам. Как подозревают экономисты, власти готовят жесткое закручивание налоговых гаек, и платить за имущество гражданам придется уже в разы дороже. Так, по подсчетам местных риелторов, с каждой хрущевки в Киеве стоимостью в 30 тысяч долларов ее владельцу придется заплатить государству 1,5 тысячи «зеленых». А если квартира у семьи не одна, то общая сумма налога может превысить 10 тыс. долларов. 

По мнению ведущих украинских экономистов, проведение налоговой амнистии в стране, страдающей политической и экономической нестабильностью, — рискованный и даже глупый шаг. Как заявил на брифинге в Киеве экономический аналитик Алексей Кущ, налоговая амнистия сейчас не даст никаких результатов, ведь все предпосылки для процветания теневой экономики на Украине остаются.

«Как обычно, на Украине реальные цели власть прикрывает абсолютно противоположными задачами. Согласно мировому опыту проведения налоговых амнистий, «телега поставлена впереди лошади», — заявил Алексей Кущ. — Классическая налоговая амнистия происходит в несколько этапов. Сначала нужно провести налоговую реформу, согласовать с населением и бизнесом «нулевую точку» фискальной нагрузки, переписать налоговые ставки, провести демонополизацию бизнеса и снизить давление на него. И только после этого с чистого листа — запускать амнистию: устанавливать переходный период и жестко наказывать тех, кто ничего не положил в протянутую руку государства».

Но поскольку практически все предпосылки для теневой экономики в законах остались, то сейчас амнистия не даст никаких результатов. 

«Если у населения нет ощущения некой «нулевой точки», то никто не станет амнистировать свои капиталы. Даже если властям удастся «поджать» теневую экономику и получить пару миллиардов гривен в госбюджет, то уже через год ситуация вернется на круги своя, — заявил Кущ. — Реальная причина этого шага в том, чтобы политические элиты могли амнистировать свои коррупционно нажитые капиталы. Наши власть имущие — миллионеры и миллиардеры, но с каждым годом их возможности по покупке новых активов уменьшаются, есть и финмониторинг в банках, и антикоррупционные органы. То есть у них все хуже получается тратить нечестно заработанное. Раньше контроль удавалось обходить при помощи оффшорных счетов. Но сейчас, в условиях обмена налоговыми данными между странами, делать это все сложнее. А людям вроде Петра Порошенко нужна возможность отбелить ту часть своего состояния, которая необходима для официальных затрат».

На первых порах этот закон будет работать так, что даст возможность показать свои счета — в зависимости от того, сколько из суммы капитала попадет в украинские банки, заявил Кущ.

«Но все это — побочные цели, ведь главная цель налоговой амнистии — подобраться к кошелькам простых украинцев. Власти увидели, что на Украине есть как минимум 20 млн трудоспособного населения, из которых 13 млн — экономически активны, а 7 млн из них платят налоги. Значительная часть украинцев работает за рубежом, не платит налоги государству и работает в том самом теневом секторе экономики. При этом украинцы активно покупают смартфоны на миллиард долларов в год, недвижимость, новые автомобили. И все эти крупные покупки проходят мимо бюджета, государство их не видит».

Но самое главное, указал эксперт, — следующий шаг после налоговой амнистии, о котором власти сейчас не говорят, чтобы не будоражить народ, — это введение обязательного налогового декларирования.

«То есть каждый украинец должен будет ежегодно показывать декларацию о своем имущественно-финансовом состоянии. Например, гражданин, работая за границей, копит на квартиру в Киеве. С точки зрения налоговой, у него нулевое состояние. Но через три года он возвращается на Украину и покупает квартиру ценой в миллион гривен. Теперь он должен будет показать налоговикам, что его состояние выросло на стоимость этой квартиры, после чего его доходы сравнят с уплаченными налогами. Тем самым власти создают новый инструмент налогообложения — этакий налог на потребление внутри самого государства. Поэтому украинцы, разглядев несложный механизм, вряд ли поведутся на налоговую амнистию», — заключил Кущ.

В свою очередь известный киевский юрист и блогер Виталий Журавский заявил СМИ: вместо налоговой амнистии граждане получат «явку с повинной»,  а в перспективе — очередную обдираловку народа со стороны власти.  

«Налоговая амнистия — это добровольное декларирование активов физлиц, которое дает им возможность легализовать теневые доходы. В законе прописано: после предоставления декларации украинец имеет право на размещение наличных в банке. Открывается спецсчет, средствами с которого он сможет пользоваться только после тщательной проверки декларанта по всем статьям закона об отмывании денег, — указал Журавский. — В итоге украинец, решившийся на налоговую амнистию, должен будет доказать легальность получения средств на сумму более 400 тысяч гривен. Если он не сможет это доказать, то банк деньги блокирует. А если суд признает эти активы необоснованными, они будут конфискованы в доход государства».

То есть легализация теневых доходов должна происходить без каких-либо правовых гарантий от их конфискации и ответственности. А ведь в этом и заключается суть амнистии капитала, говорит эксперт.   

«Кроме того, названное в законе «добровольным» декларирование на самом деле является принудительным. Все, кто не задекларирует свое состояние по новому закону, рискуют попасть под уголовную ответственность. Ведь их в любое время могут посетить налоговая и силовики — по своей инициативе или по наводке от власти, конкурентов, криминалитета», — подчеркнул Журавский.

Аналитик напомнил, когда в стране ввели электронное декларирование для чиновников, Украина содрогнулась. Министры, губернаторы и депутаты декларировали самолеты, виллы, церкви и даже святые мощи.

«Для них легализация состояния прошла без какого-либо налогообложения. Зато простых украинцев власти хотят обязать оплатить огромные проценты с ныне необлагаемых активов, да еще под страхом уголовной ответственности. Так что «добровольное» декларирование — по сути принуждение к явке с повинной. Ведь налоговая инспекция на Украине начала работать только с 1998 года, а к этому времени люди имели массу движимого и недвижимого имущества. А доказать его легальность, по сути, невозможно», — сообщил Журавский.

После повышения цен на газ, горячую воду, отопление, электроэнергию, продукты первой необходимости и медикаменты власть готова ввести новые меры официального вымогательства у рядовых граждан, говорит эксперт.

«Зеленая власть» на сегодня является банкротом политически и экономически, ей остро необходимы дополнительные деньги для своего выживания. Увы, режим Зеленского не придумал ничего лучше, как в очередной раз содрать их с народа! Еще одна цель власти — любой ценой умерить активность социально ответственных граждан, недовольных положением вещей на Украине, и взять их под жесткий контроль», — заключил он.  

Главный вопрос, по мнению экономистов, — побегут ли теперь украинцы массово декларировать свое добро, тем самым «засвечивая» его перед государством. Параллельно, сообщают источники в Офисе президента Украины, власти размышляют над тем, стоит ли запускать новые методы «косвенного контроля» расходов украинцев. С одной стороны, этого требует ситуация — в украинском бюджете зияет огромная «дыра», закрыть которую можно лишь из карманов собственных граждан. С другой — на Банковой опасаются, что чрезмерное закручивание налоговых гаек может окончательно добить рейтинги нынешнего режима. Поэтому, считают политологи, на непопулярные меры «косвенного контроля доходов» власти пойдут уже после следующих президентских выборов.