08:43
26 апреля ‘24

Смена риторики: почему США выводят свои ракетные системы с Ближнего Востока

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Вашингтон, 19 июня. США выводят из четырех государств Ближнего Востока часть противоракетных комплексов Patriot. Это решение Вашингтона связывают с попытками снизить напряженность в отношениях с Ираном.

Администрация американского президента Джо Байдена приняла решение свернуть около восьми батарей ПРО в Саудовской Аравии, Ираке, Кувейте и Иордании, которые были размещены там по приказу экс-главы Соединенных Штатов Дональда Трампа. Кроме того, будут отозваны противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного атмосферного перехвата ракет средней дальности (THAAD) и сотни военнослужащих, которые поддерживают эти системы.

Впервые об этом намерении еще 2 июня заявил глава Министерства обороны США Ллойд Остин в ходе телефонного разговора с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммадом бин Салманом Аль Саудом.

The US will reportedly pull eight Patriot missile defence batteries from countries in the Middle East, including Iraq, Kuwait, Jordan and Saudi Arabia https://t.co/jNPE4w9qua

— Middle East Eye (@MiddleEastEye) June 19, 2021

Вывод батарей Patriot означает первые реальные шаги руководства Штатов по деэскалации обстановки вокруг Ирана, которая резко обострилась в последние годы правления Трампа. При этом, несмотря на сокращение средств ПРО и вывод американской армии из Афганистана, в регионе останется достаточно войск для сохранения американского военного присутствия.

«У нас все еще есть базы в странах Персидского залива, они продолжают функционировать. Военное присутствие США в регионе по-прежнему существенно», — заявил один из представителей оборонного ведомства.

Пока неизвестно, куда будут направлены отозванные из ближневосточных государств техника и военнослужащие.

Ответ на атаки

Штаты направили дополнительные батареи Patriot на Ближний Восток после ударов иранских беспилотников по нефтяным объектам Саудовской Аравии и пусков Ираном баллистических ракет по американским базам в Ираке в 2020 году. Военное командование США признало, что после ракетных атак на базы более 109 американских военнослужащих получили сотрясения мозга и другие травмы.

Sharp rise in brain injuries from Iran raid on US base https://t.co/jR7eDR1hhO

— BBC News (World) (@BBCWorld) February 11, 2020

Причиной запуска ракет послужила гибель иранского генерала, командующего спецподразделением «Аль-Кудс» Корпуса стражей Исламской революции Касема Сулеймани в результате авиационного удара ВВС США по аэропорту в Багдаде 3 января 2020 года. Данные события вызвали резкую эскалацию напряженности вокруг Ирана. В течении года Вашингтон и Тегеран наращивали силы в зоне Персидского залива и периодически занимались демонстрацией военной мощи.

В частности, помимо батарей ПРО Штаты направили на Ближний Восток авианосец «Нимитц» со своей ударной группой, подводную лодку «Джорджия», несущую ядерное вооружение на борту, и несколько стратегических бомбардировщиков В-52, впоследствии совершавших полеты вблизи иранских границ.

Pentagon deploys fourth B-52 mission to Middle East to send message to Iran: US defense officialhttps://t.co/hzZ10XzYNh pic.twitter.com/lpBV7Z7RR3

— Farashgard Foundation (@FarashgardFdn) January 8, 2021

В свою очередь, Иран открыл новую ракетную базу на побережье Персидского залива, принял на вооружение ряд новых образцов вооружения, включая несколько боевых кораблей, и регулярно проводил в его акватории и в прибрежных зонах мероприятия по боевой подготовке.

Iran harassing US ships-Biden weak-Trump admin-2020, 11 IRGC boats conducted dangerous, harassing approaches at US Navy/Coast Guard ships operating intrnatl waters-Trump announced he ordered US Navy to destroy Iranian gunboats that harass our ships at sea- Never occurred again- pic.twitter.com/rjBX24VQpI

— Blanche Victoria (@tammytabby) April 27, 2021

Не обошлось при этом и без опасных инцидентов: иранские патрульные катера дважды окружали корабли береговой охраны США в южной части Залива, однако вооруженной конфронтации в обоих случаях удалось избежать. Помимо этого, в начале 2021 года в ходе морской тренировки авиация ВМС Ирана обнаружила в опасной близости от своих судов неустановленную подводную лодку ВМС США, вынудив ее покинуть район проведения учений.

Обострение обстановки в регионе происходило на фоне отказа США от сделки по ядерной программе Ирана: Вашингтон в одностороннем порядке покинул соглашение в 2018 году. Это заставило Иран отказаться от соблюдений положений договора, а затем за сравнительно короткий срок нарастить уровень обогащения урана на собственных ядерных объектах с оговоренных 3,67% до 63%. Требуя отмены западных санкций, республика начала препятствовать доступу экспертов МАГАТЭ на свои ядерные площадки.

Джо Байден, пришедший к власти в январе, признал кампанию Трампа по «максимальному давлению» на Иран безуспешной и начал предпринимать шаги к деэскалации напряженности на Ближнем Востоке, а американские дипломаты через посредников возобновили с республикой диалог о возвращении к ядерной сделке.

С апреля в Вене продолжаются очные переговоры Ирана и международной «пятерки» (Германия, Россия, Великобритания, Франция, Китай) о возобновлении договора. Тегеран выразил готовность вернуться к соглашению 2015 года, запрещающему ему получать ядерное оружие, в обмен на снятие экономических санкции США.

#Iran is closer than it has previously been to reaching a nuclear deal with the United States, a senior diplomat from Tehran says.#IranNuclearDealhttps://t.co/qVmXn49tCQ

— Al Arabiya English (@AlArabiya_Eng) June 18, 2021

При этом администрация уходящего президента Ирана Хасана Роухани весной текущего года призывала к скорейшему поиску компромисса до выборов нового главы государства. Как и ожидалось, победу на выборах одержал кандидат-консерватор Эбрахим Раиси, являющийся сторонником жесткой политики в отношении США. Действующее правительство страны выразило опасения, что если до завершения полномочий Роухани в августе консенсус на переговорах не будет достигнут, то новое руководство страны своим подходом может усугубить положение и вызвать новую волну антииранских санкций.