16:28
18 апреля ‘24

Военные игры Анкары и Киева: как Турция прорывается на постсоветское пространство

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На фоне грядущей встречи президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с российским лидером Владимиром Путиным экономическая, стратегическая и военно-техническая деятельность Анкары в странах постсоветского пространства заметно интенсифицировалась. Помимо планов о создании военной базы в Азербайджане Турция налаживает плотное военно-техническое и стратегическое сотрудничество с Украиной.

Руководитель военно-политического Telegram-канала Astra Militarum Комиссар Яррик рассказывает о том, как турецкая «мягкая сила» проникает на «красную линию» России.

Глубокие связи

В начале апреля 2021 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился в Стамбуле с украинским лидером Владимиром Зеленским. В рамках заседания стратегического совета высокого уровня между Турцией и Украиной стороны заявили о том, что хотят углублять экономические связи двух государств.

Тесные отношения между Киевом и Анкарой развиваются на протяжении последних 10 лет. В конце января 2010 года третий президент Украины Виктор Ющенко и Эрдоган (тогда занимавший пост премьер-министра Турции) договорились о создании зоны свободной торговли между двумя странами. Позднее Ющенко и Эрдоган обсуждали не только перспективы двусторонних отношений, но и возможность сближения и ассоциации Украины с ЕС.

После государственного переворота в феврале 2014 года и последовавших за ним трагических событий Анкара поддержала новых киевских властей в лице Петра Порошенко. С учетом того, что Турция постоянно находится в фарватере российско-украинских отношений, Киев периодически пытается склонить руководство Турецкой Республики на свою сторону в спорах с Москвой и в желании войти как в Евросоюз, так и Североатлантический альянс.

Символично, что Порошенко остается желанным гостем в Турции — и это даже несмотря на окончание президентского срока. На днях сообщалось, что пятый президент Украины отправится в Турцию для участия в Анталийском дипломатическом форуме 20–22 июня, где собирается поднять широкий круг вопросов в сфере безопасности — в том числе, если верить странице партии «Европейская солидарность» в Twitter, противодействие «российской агрессии» и интеграцию Украины в НАТО.

Петро Порошенко їде до Туреччини, говоритиме про протидію російській агресії та інтеграцію України до НАТОhttps://t.co/YPB3TAz9Bs

— Європейська Солідарність (@Euro_Solidarity) June 17, 2021

Свою выгоду в ситуации на Украине видят и в Анкаре. Начиная с 2014 года, руководство Турецкой Республики ведет яркую антироссийскую риторику, в частности, по вопросу присоединения Крыма к России: после референдума о возвращении полуострова в состав РФ Турецкая Республика заявила свой протест. На встрече с Порошенко в сентябре 2014 года Эрдоган объявил о запрете турецким авиакомпаниям совершать перелеты в Крым.

Позиция властей Анкары по этому вопросу с тех пор никак не менялась. Более того, на последней встрече Эрдоган добавил, что Турция поддерживает так называемую «Крымскую платформу» — проект Киева по объединению международного сообщества для обсуждения территориальной принадлежности полуострова. И это при том, что в Анкаре прекрасно знают, что вопрос Крыма для России, как заявляли неоднократно и Владимир Путин, и Сергей Лавров, решен раз и навсегда.

Новый игрок локальных конфликтов

Во время последней встречи с Владимиром Зеленским в Стамбуле в начале апреля Эрдоган подчеркнул, что Турция последовательно «защищает территориальную целостность Украины и ее суверенитет». Помимо уже означенной выше позиции по Крыму, Эрдоган также имел в виду и конфликт в Донбассе, из которого власти Анкары тоже могут извлечь выгоду. В ходе переговоров турецкий лидер призвал урегулировать конфликт «с помощью диалога» и выступил в поддержку выполнения Минских соглашений.

О том, что Минские соглашения не выполняются Украиной с завидной регулярностью, Эрдоган тактично промолчал. Нужно, впрочем, отметить, что заявления турецкого лидера сделаны на фоне очередной эскалации насилия на востоке Украины: на фоне нагнетания напряженности вокруг Донбасса и заявлений о подготовке Киева к наступлению количество нарушений режима прекращения огня заметно возросло.

На фоне обострения ситуации в Донбассе Киев в спешном порядке задействовал все свои военно-политические контакты как по линии сотрудничества с США, так и со странами-членами НАТО. В этом смысле, голос Турции как члена Североатлантического альянса мог укрепить позиции Киева перед возможной эскалацией на востоке Украины.

Вместе с тем, Анкара предложила еще один вариант участия в конфликте — в качестве посредника для переговоров. Так, экс-министр иностранных дел Украины Павел Климкин предложил выбрать Турцию как нейтральную страну для проведения переговоров по Донбассу вместо Белоруссии. А по итогам встречи с Зеленским Эрдоган заявил, что Турция готова оказать «необходимую поддержку» для урегулирования конфликта на востоке Украины.

Рой «Байрактаров»

Второй интерес Турции в военной помощи Украине — это активная торговля оружием и современными беспилотными летательными аппаратами. Первый тревожный звонок прогремел в августе 2019 года, когда было объявлено о создании совместного турецко-украинского предприятия при участии «Укрспецэкспорта» и Baykar Defence. Планировалось тогда, что предприятие будет заниматься вопросами производства высокоточного оружия и ракетостроения.

К 2021 году ситуация в сфере военно-технического сотрудничества Украины и Турции существенно изменилась. После того как турецкие беспилотники Bayraktar TB2 были прорекламированы в ходе Второй Карабахской войны в сентябре-ноябре 2020 года, Украина заявила о том, что намерена закупить несколько ударных БПЛА у Турции. Эксперты тогда отметили, что после событий в Карабахе в Киеве сделали ставку на военное решение конфликта на Донбассе, а для повторения сценария необходимы ударные беспилотники.

На конец 2020 года у Киева было шесть ударных турецких БПЛА Bayraktar TB2 и несколько сотен высокоточных ракет к ним. Согласно открытым данным, по договоренностям между Украиной и Турцией Киев в 2021 году должен приобрести еще порядка 15 беспилотников. Уже спустя месяц появились первые кадры с применением «Байрактаров» Военно-морскими силами Украины, которые используют БЛА для патрулирования морских границ. Тогда же сообщалось, что ВМС Украины получат партию Bayraktar ТB2 c улучшенными характеристиками.

Уже к апрелю, на фоне эскалации напряженности в Донбассе, Киев и Анкара интенсифицировали каналы военно-технического сотрудничества. Так, 10 апреля на встрече глав военных ведомств Турции и Украины Хулуси Акара и Андрея Тарана в Стамбуле обсуждалась поставка беспилотных авиационных комплексов Bayraktar и боеприпасов к ним, а также возможности по развитию дальнейших проектов — в частности, в авиационной отрасли. В тот же день замглавы комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Юрий Мысягин сообщил, что Украина впервые применила турецкий беспилотник в Донбассе — «пока с целью наблюдения».

Вопросы новых поставок «Байрактаров» накладывались на желание Киева самостоятельно производить разрекламированные турецкие беспилотники. Так, в апреле гендиректор госкомпании «Укрспецэкспорт» Вадим Ноздря рассказывал о намерении наладить совместное производство Bayraktar TB2 на Украине. Вместе с тем, турецкая военная экспансия на Украине основательно завязла в классических проблемах постмайданной государственности: создание подобного совместного предприятия по производству БПЛА уперлось в украинские законы, а Турция не решилась передавать Киеву технологии.

Видимость морской державы

Помимо фантазий о возможности военного решения конфликта в Донбассе, Турция дает Украине иллюзию военно-морской черноморской державы, заключая с Киевом контракты на в интересах военно-морских сил страны.

В конце 2020 года Николаевский судостроительный завод «Океан» подписал с турецким государственным оборонным концерном соглашение о поставках для ВМС Украины серии надводных кораблей. По итогам тендера завод поставит четыре корвета — первый корабль построят на Стамбульской военно-морской верфи в Турции, остальные будут заложены уже на Украине.

Несмотря на то, что тип вымпелов серии официально не разглашался, эксперты предположили, что речь идет о корветах класса «Ада». В ВМС Турции сейчас четыре корабля этого типа, вставшие в строй с 2011-го по 2019-й. Данная линейка корветов предназначена для противолодочных операций и патрулирования в открытом море с применением технологии снижения заметности.

Да, корветы «Ада» могут нести достаточно сильное противокорабельное вооружение, они не обладают большой огневой мощью и не могут составить конкуренцию развитому военно-морскому флоту (например, Черноморскому флоту РФ). Тем не менее, поставки морской техники такого рода для Украины, военно-морские силы которой пребывают в глубоком упадке последнее десятилетие, воспринимаются Киевом за благо и обсуждаются на самом высоком уровне.

Одними только поставками корветов для Украины Анкара не ограничивается. Так, на фоне осложнения обстановки в Донбассе и проведения черноморских учений НАТО Poseidon-2021, турецкая газета Milliyet заявила о поддержке флота Украины в случае военного конфликта последней с Россией. И хотя по оценкам экспертов турецкому флоту нечего противопоставить против России, Анкара имеет возможность воздействовать на Москву через поддержу Украины на Черном море.

«Учения «Посейдон-2021», начатые НАТО в Черном море, привели Кремль в движение. Согласно сообщениям турецких СМИ, маневры нацелены против России. Цель учений — поддержка Украины, которая уже стремится приступить к новым действиям», — пишет военное СМИ.

«Светлое» турецкое будущее

Несмотря на большие военно-технические подарки со стороны Анкары, Киеву все же не стоит рассчитывать на добрососедские отношения с Турцией. Руководство Украины в пылу милитаристского угара не замечает (или не хочет замечать), как «добродушный сосед» постепенно проникает во все слои жизни постсоветского пространства под предлогом «интеграции с НАТО».

Зато поползновения Турции в сторону ближайших к России государств замечают в США. Так, согласно прогнозу аналитиков Stratfor, к 2050 году Турция существенно расширит зоны своего влияния сразу в нескольких направлениях. К тому времени в сферу турецкого влияния попадут Армения, Греция, ОАЭ, Бахрейн, Кипр, Грузия, Абхазия, Осетия, Сирия, Йемен, Оман, Ирак, Кувейт, Ливан, Египет и Ливия.

Но главное, Турция может развить свое влияние на востоке Украины в зоне боевых действий, а также претендовать на Крым и другие регионы РФ. И данная карта открыто демонстрируется на государственном канале Турции.

Ранее президент РФ Владимир Путин четко обозначил свою позицию — интеграция Украины в Североатлантический альянс является «красной линией» для России. Однако под этим предлогом свои корни на Украине пускает не только Запад, но и Турция. Поэтому уместно вспомнить недавнее заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что линия Анкары должна быть скорректирована с учетом законных озабоченностей Москвы: «Настоятельно рекомендуем турецким коллегам тщательно проанализировать ситуацию и перестать подпитывать милитаристские настроения Киева. Поощрение агрессивных украинских инициатив по Крыму равносильно посягательству на территориальную целостность России».