14:53
16 апреля ‘24

Антиамериканская политика Турции упирается в НАТО

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Турция объявила об увеличении пошлин на 22 единицы товаров из США на сумму в более 500 млн долларов. Политолог Данюк считает, что это не скажется на стратегическом балансе в отношениях Анкары и Вашингтона.

Нельзя говорить о том, что ответные действия Турции на пошлины США приведут к изменению общего расклада сил в двусторонних отношениях этих государств – считает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

Турция ввела ответные пошлины против США

Дело в том, что министр торговли Турции Рухсар Пекджан заявил, что Анкара увеличила пошлины на 22 единицы американского экспорта, причем общий объем этих турецких мер составит 533 млн долларов в годовом выражении.

Это ответ на введение Соединенными Штатами пошлин на ввоз стали и алюминия из Турции(20 и 50 процентов, соответственно), что привело к значительным потерям турецкой экономики и падению рыночной стоимости лиры по отношению к другим мировым валютам.

С другой стороны, данные меры носят ограниченный характер для Турции, которая обладает почти стомиллионным населением и большим внутренним рынком. Кроме того, можно вспомнить про известные заявления турецкого президента Реджепа Эрдогана о том, что Анкара приложит все силы для того, чтобы ответить на эти недружественные действия Вашингтона.

В результате, возникает вопрос, а можем ли мы здесь ждать каких-то дополнительных решений от турецкого руководства, которые действительно скажутся на положении Турции в контексте западного геополитического расклада или все здесь сведется к частным мерам.

Новая политика Трампа вызвала дисбаланс на Западе

Напомним, что Турция является важной страной для НАТО, которая представляет собой «ворота» альянса на Ближний Восток, а также формирует с помощью собственных вооруженных сил так называемый южный фланг стратегического сдерживания России.

«Главной скрепой коллективного Запада раньше была общность ценностей, причем свобода торговли занимала в этом вопросе одно из главных мест. Теперь ситуация в связи со всей этой новой политикой США серьезно изменилась», - заключает Данюк.

Более того, США раньше выступали в рамках данного расклада сил в качестве объединяющего элемента, но теперь после прихода к власти президента Дональда Трампа американцы качественно изменили свою линию по данному вопросу. На текущий момент у США существуют другие приоритеты – национальная экономика, национальная безопасность, а также прямая выгода Вашингтона.

«И теперь все здесь зависит от того, а сможет ли Трамп переизбраться на второй срок в 2020 году, и кто придет к власти после него, а пока все, что мы видим сегодня, является не более чем временным изменением внешних ориентиров США», - резюмирует Данюк.

Американские ограничения в отношении Турции неудивительны

Как замечает эксперт, специфика политики Трампа заключается в том, что США ищут выгоду теперь не только за счет тех государств, которые не входят в систему коллективного Запада, но и за счет своих прямых союзников.

«Можно даже сказать, что Вашингтон, следуя данной линии, развязал что-то похожее на торговую войну с Евросоюзом, Японией, Южной Кореей и Турцией, которая является важнейшим государством в современной системе безопасности НАТО. Впрочем, учитывая, что в США называют Турцию 28 по значимости партнером перед нами логичное действие Вашингтона», - констатирует Данюк.

Ведь данные торговые ограничения США были введены и против Германии, Франции и Японии, потому туркам здесь нечему удивляться. К тому же, у них есть давние трения с США по внешнеполитическим вопросам и по судьбе турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена.

«Также не нужно забывать про то, что Турция и США имеют разные интересы в рамках сирийской проблемы, причем Анкара вообще стремится получить большую независимость от Вашингтона и западных наднациональных структур», - заключает Данюк.

Турция не откажется от своих отношений с США

Другой вопрос, что ответные ограничения Турции играют несущественную роль для национальной экономики США, поэтому очевидно, что американцы при реализации своей политики по Анкаре вряд ли будут брать в расчет подобные моменты.

«Есть здесь и внутриполитический подтекст для Турции, поскольку Эрдоган сейчас использует данную тему для того, чтобы поднять свой политический рейтинг в стране, как защитника национальных интересов от давления США. Да, он действительно выиграл последние выборы в Турции, но нельзя сказать, что с подавляющим преимуществом», - резюмирует Данюк.

По мнению Никиты Сергеевича, продолжение подобной пикировки Турции и США мы можем наблюдать еще не один год, но это ни к чему не приведет – Анкара никогда не пойдет на минимизацию или, тем более, сворачивание своих отношений с Вашингтоном.

«Турция действительно пытается диверсифицировать свою внешнюю политику, работая с Россией и другими странами. Например, это контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400, но это все имеет совершенно четкие рамки», - констатирует Данюк.

Пока нет оснований рассматривать все эти флуктации в качестве стратегической линии Турции, направленной на смену базовых приоритетов национального развития. Конечно, турки больше не стремятся в Европу, как раньше, и снова смотрят на Восток, но в плане отношений с США здесь не будет существенных изменений, поэтому все эти трения носят временный характер.

«Очевидно, что после того, как в США пройдет смена политической администрации и к власти придет менее резкий политик, Турция восстановится в своей роли форпоста внешней политики Вашингтона на Ближнем Востоке», - заключает Данюк.