05:30
19 апреля ‘24

Усталость водителя – тихий убийца. Проект «20 идей по развитию России» предлагает решение старой проблемы

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Автор проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов выдвинул ряд предложений по борьбе с главным убийцей на дорогах. И нет, это не пьянство и не агрессия.

Сегодня мы расскажем вам о 6 части 20 идеи, посвященной борьбе с усталостью за рулем. Она является главной или косвенной причиной примерно четверти всех аварий – больше, чем, скажем, алкоголь.

Запрещено, но не наказуемо

Да, усталость – враг водителя пострашнее алкоголя. Страшнее потому, что избежать употребления спиртного перед поездкой для нормального человека несложно, а вот над процессами утомления в своём организме мы практически не властны. Никаких универсальных правил не существует: утомление и сонливость могут неожиданно прийти даже к хорошо выспавшемуся водителю всего на третьем часу пути по отличной дороге. И организационных мер по борьбе с этим не существует.

Пункт 2.7 действующих ПДД прямо запрещает управлять транспортным средством не только в состоянии опьянения, но и «в болезненном или утомленном состоянии». Однако ни в федеральном, ни в региональных Кодексах об административных правонарушениях по понятным причинам никаких наказаний за «сонную езду» не предусмотрено, ибо не существует объективных тестов, позволяющих доказать, что данный водитель опасен для окружающих (стресс при общении с полицией может временно взбодрить даже очень усталого человека).

Европа проявляет жесткость

Здесь Давыдов рекомендует обратиться к европейскому опыту. Он обращает внимание на то, что Европарламент еще в апреле 2019 года утвердил новые «жизнесберегающие» технологии. В 2018 году, предшествовавшем этому решению, на дорогах ЕС погибло 25 100 человек (в России – 18 200). Для сравнения, четырьмя годами ранее ЕС потерял 25 700, Россия – 27 000. Понятно, что несопоставимы и число жителей (пока не вышла Великобритания, в ЕС жило в 3,5 раза больше людей, чем в России), и уровень автомобилизации, но все же по приведенным цифрам видно, что Россия добилась существенного прогресса, пока ЕС топтался на месте.

Но после принятия нового документа ситуация для Евросоюза изменилась к лучшему: в 2021 году Евросоюз потерял 18,8 тыс. человек; даже с учетом выхода Великобритании это очень заметный прогресс. Но судя по всему, дальше будет еще сильнее. Уже с 6 июля 2022 года будет запрещено выпускать на рынок новые модели автомобилей без трех систем безопасности, призванных бороться именно с усталостью; 2 года спустя ЕС вообще перестанет регистрировать такие машины, кто бы и когда их ни выпустил.

Три системы – три вклада в жизнь

Итак, вот этот трехглавый охранитель наших жизней. Каждая голова имеет труднопроизносимое на русский слух имя – DDAW, LDWS, AEBS. Расскажем о них чуть подробнее.

DDAW – система предупреждения о нарушении внимания (обычно вызванном сонливостью). Компьютер прилежно протоколирует все действия водителя, выявляет в них закономерности (стиль вождения), и если видит отклонение от этих закономерностей, которое можно объяснить усталостью, выдает визуально-звуковой сигнал. Таким образом, водитель получает предупреждение о том, что с ним что-то не так. Это особенно актуально для России, где признать свою слабость и усталость почему-то считается едва ли не постыдным.

LDWS – система предупреждения о нарушении полосности. В России, где разметка каждую весну сходит вместе со снегом (а часто и с асфальтом), это, конечно, не панацея, но все же на магистралях и в столичных регионах, где как раз самые высокие скорости и риски, она будет полезна. Система включается при выходе за полосу без включенного поворотника на 30 см при скорости не менее 65 км/ч. Последнее ограничение представляется нам слишком либеральным, контроль скорости в этой схеме можно вообще убрать – что, конечно, вызовет гнев владельцев премиальных авто, которым, опять же, кажется неловким использовать указатели поворота.

AEBS – продвинутая система экстренного торможения, по сути элемент автопилота. Программа в реальном времени анализирует угрозы столкновения и при реальной опасности, видя отсутствие реакции водителя, активирует тормозную систему, предупредив об этом водителя за 0,8 секунды до срабатывания системы. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы среагировать на ситуацию – если, конечно, вы действительно не смертельно уставший.

Выполнить указание президента

Важно понимать, что все указанные системы, даже AEBS, не берут контроль над автомобилем, а лишь предупреждают водителя о возможных проблемах. Но в подавляющем большинстве случаев этого достаточно для предотвращения беды.

В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" Владимир Путин поставил задачу к 2030 году снизить потери от ДТП до четырех погибших на 100 тысяч человек населения в год к 2030 году. Это соответствует цифре примерно в 5800 погибших по всей России – в три раза меньше, чем сейчас.

Без технических усовершенствований эту задачу не решить.

Приведут ли такие меры к удорожанию автомобилей? На первых порах – возможно, да, но тут наше отставание от Запада пойдет нам даже на пользу. Мы будем внедрять уже отработанные на европейских дорогах решения, а значит – нашим производителям не придется разрабатывать ни принципиально новое программное обеспечение, ни аппаратную часть. Готовые стандартизированные системы всегда дешевле оригинальных разработок.

К тому же жизни человеческие – бесценны. Поэтому Дмитрий Давыдов рассчитывает на помощь государства, чтобы претворить в жизнь полезные инициативы, направленные на спасение людей. Ведь президент России не раз говорил, что главная забота, главная проблема России – это демография. И мы не можем более терять ежегодно в одних только ДТП население среднего райцентра. Пора это прекращать.