17:23
25 апреля ‘24

«20 идей»: Как уничтожить пробки из-за аварий на дорогах

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Кому из нас не приходилось видеть, как свободная дорога внезапно превращается в сплошную пробку? Очень часто в таких случаях на экране навигатора появляется значок «впереди ДТП». Но почему проблема двух-трёх водителей отнимает время у тысяч их коллег и пассажиров? Неужели нельзя ничего изменить?

Но почему проблема двух-трёх водителей отнимает время у тысяч их коллег и пассажиров? Неужели нельзя ничего изменить?

Убирать или оставлять?

Продолжается развитие и публикация инициатив в проект «20 идей». Новое предложение Дмитрия Давыдова должно избавить наших водителей от двух головных болей – долгого ожидания инспекторов ГИБДД при аварии и не столь долгого, но всё же неприятного стояния в пробке, когда такую аварию надо объехать.

Современные правила позволяют сфотографировать место аварии и убрать машины с проезжей части – но только при условии, что у водителей нет разногласий относительно обстоятельств происшествия. Пункт 2.5 Правил дорожного движения суров:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, <…> не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

В то же время в пункт 2.6.1 содержится следующее:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Здесь создаётся правовая коллизия – как бы вы в случае аварии ни поступили, всё равно нарушите либо пункт 2.5, либо 2.6.1.

Европротокол не панацея

Отчасти помогает европротокол (возможность заполнить бумаги без сотрудников ГИБДД или страховой в случае отсутствия разногласий), но лимит выплат или оплаты ремонта там по нынешним временам смешной.

100 тысяч, если протокол оформлен без разногласий, но только на бумаге.

100 тысяч, если протокол оформлен «с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение… на основе использования ГЛОНАСС… информации, позволяющей установить факт и координаты ДТП», но есть разногласия между участниками.

400 тысяч, если и оформлено технологично, и разногласий нет.

Понятно, что эти суммы устарели ещё летом 2021 года, когда цены на автомобили и запчасти рванули в стратосферу – что уж говорить о нынешней ситуации. Но нет сомнений, что страховое лобби будет всеми силами оттягивать обновление законов.

Да и заполнение европротокола, особенно на бумаге и неопытными водителями, может растянуться на час и более.

ДТП – это дорого не только для участников

Более 14 тысяч человек погибли в 2021 году в ДТП в России, в 11 раз больше – получили травмы. Эта статистика общеизвестна и доступна. Но невозможно подсчитать ущерб от многокилометровых заторов, которые возникают даже при минимальных ДТП, где водители не рискуют нарушить пункт 2.5 и оставляют свои машины на проезжей части надолго.

Когда ещё не был введён пункт 2.6.1, автор этих строк как-то раз на четыре часа поневоле полностью остановил движение на Янтарном проезде в Москве – въехавшая в мой капот со встречной полосы «Лада» развернулась поперёк, а полиция, мягко говоря, не торопилась.

И ладно тихий Янтарный – а что происходит на дорогах среднего уровня – недостаточно больших для мгновенной реакции полиции, но при этом связывающих между собой районы и города? Люди тратят минуты и часы, миллионы литров бензина вхолостую коптят небо, срываются сроки приезда и доставки… Очевидно, что речь идёт о многих миллиардах рублей потерь – полагаем, годовой ущерб в России сравним с бюджетом крупного областного центра.

Трёхмерное решение нашли на островах

Но почему мы так долго ждём ГИБДД? – задался вопросом Дмитрий Давыдов. Очевидно, потому что число экипажей ограничено, а на каждом вызове надо всё перефотографировать, заполнить бумаги, взять объяснительные, выслушать претензии и истерики.

Между тем эта проблема уже решена в городе с одним из самых интенсивных автомобильных потоков на планете – Сингапуре.

В этом городе-острове-государстве все полицейские и криминалисты, работающие по дорожно-транспортным происшествиям, возят с собой специальные 3D-сканеры. Эти умные устройства с помощью лазерных лучей за несколько минут создают полную цифровую картину происшествия (тому, кто работал с лазерами в строительстве и ремонте, проще понять принцип действия устройства). Для фиксации мелких деталей у сотрудников есть также лёгкие ручные 3D-сканеры, позволяющие зафиксировать ситуацию, например, в салоне автомобиля. Преимуществ перед видеосъёмкой и тем более зарисовкой – множество: есть все размеры и расстояния, картинку можно «крутить», изучая со всех сторон; возможен компьютерный анализ предполагаемых траекторий автомобилей.

Сингапурский опыт приглянулся другим островитянам: в Великобритании тоже активно используются 3D-сканеры. Британцы подсчитали, что за год в стране дороги или полосы движения перекрывались на 20 тысяч часов, каждый час в среднем обходится в 50 тысяч фунтов, итого 100 миллионов фунтов в год, что примерно соответствует тем цифрам, которые мы привели относительно России.

Перевооружение патрулей ДПС в десятки раз дешевле, рассудили в Лондоне.

Нет времени для экспериментов

А наша полиция пока остаётся с блокнотами и рулетками. Да, есть сканеры и у нас, они используются, но это пока «в порядке эксперимента», хотя зачем экспериментировать, если всё уже обкатали до нас?

Конечно, неизбежно определённое административное сопротивление новшеству – при обязанности фиксации ДТП 3D-сканером у инспектора меньше шансов развернуть рассмотрение дела в нужную ему сторону. Но снижение коррупциогенности работы полиции – тоже одна из задач законодателей, и предлагаемое решение позволит защитить водителей от возможного произвола. Хочется надеяться, что государственные интересы всё же возьмут верх, что профильные чиновники и эксперты оценят предложение Дмитрия Давыдова и поспособствуют его реализации на законодательном уровне.

Ведь обеспечение служб ГИБДД 3D-сканерами и внесение соответствующих изменений в регламенты помогут:

а) сократить число заторов из-за ДТП по причине ускорения оформления каждого из них;

б) снизить нагрузку на персонал полиции;

в) снизить вероятность неточностей и ошибок при оформлении ДТП;

г) получать более точные данные об обстоятельствах ДТП и, как следствие, принимать решения об оптимизации дорожной инфраструктуры.