10:00
29 марта ‘24

Российские банки будут блокировать денежные переводы при подозрении на хищение

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

26 сентября в России вступает в силу закон, благодаря которому дистанционные банковские операции станут безопаснее. Банки получат право приостанавливать денежные переводы, если будут выявлены признаки совершения операции без согласия плательщика.

Банки получат право приостанавливать денежные переводы, если будут выявлены признаки совершения операции без согласия плательщика, — но только на двухдневный срок. Законопроект был предложен правительством РФ, а в Государственной думе за него был ответственен комитет по финансовому рынку. Его глава Анатолий Аксаков признался Федеральному агентству новостей, что этот документ рассматривался «ненормально» долго. Дело в том, что у депутатов по ходу процесса возникало по нему немало вопросов.

Если бабушка живет в Подмосковье...

«Если появляются признаки сомнительности операции, то банк приостанавливает ее и немедленно связывается с клиентом, — заявил член фракции «Справедливой России». — Если тот подтверждает операцию, значит, она проходит. Если же с человеком не удалось связаться, то перевод задерживается на два дня, не более».

По словам Аксакова, все это время банковские сотрудники будут пытаться связаться с клиентом. А дальше, в любом случае, операция должна быть проведена — вне зависимости от того, удалось ли финансовому учреждению выйти на контакт с клиентом или нет.

Многих держателей кредитных или зарплатных карт в нашей стране наверняка заинтересует вопрос: как именно банки собираются определять, есть ли в том или ином переводе признаки, например, хищения денег. На то есть признаки, которые ранее определил Центральный банк Российской Федерации, утверждает руководитель думского комитета.

«Условно, бабушка живет в Подмосковье, ей 80 лет, а операция проходит из Нью-Йорка, — он тут же привел наглядный пример. — И она никогда таких операций не проводила, а тут так неожиданно, да еще и на крупную сумму! Есть признаки, подтверждающие такую сомнительность».

Интересно, что в случае выявления какой-либо мошеннической схемы банки не обязаны обращаться в связи с этим в правоохранительные органы или в Федеральную налоговую службу. Этого в законе не прописано, свидетельствует депутат.

В заключение он отметил, что документ проделал очень длинную дорогу по пути от разработки к своему вступлению в силу.

«Наш комитет рассматривал этот законопроект в течение года, — заявил Аксаков. — Это ненормально долго. У нас возникали вопросы, естественно, чтобы не было злоупотреблений. Некоторые вот говорят, что это (закон. — Прим. ФАН) банкам нужно. Но им это не нужно!»

Как полагает член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, для кредитных организаций это дополнительные затраты: «Надо звонить, выяснять, выявлять… Это для них морока дополнительная».

Банкам это не в радость

С последними словами Аксакова отчасти согласен российский банкир Гарегин Тосунян, который тоже считает, что для кредитных учреждений, конечно, это некая дополнительная нагрузка. Но при этом закон имеет большое значение и для них тоже, а не только для клиентов.

«Если вдруг какие-то признаки свидетельствуют о том, что без санкции клиента пытаются осуществить платеж, то банк не только будет иметь право, но и обязан приостановить его, всё выяснить, — отметил в беседе с ФАН президент Ассоциации российских банков. — И только удостоверившись, что клиент действительно санкционировал платеж, осуществить этот самый платеж».

По словам эксперта, любой банк всегда заинтересован в том, чтобы клиент комфортно себя чувствовал. Потому что в противном случае тот будет искать какие-то другие способы хранения своих средств.

«Дело в том, что если вдруг проведенный платеж окажется несанкционированным, то банк тоже понесет ответственность перед клиентом, и рискует в связи с этим потерять деньги, — подчеркнул Тосунян. — Поэтому сказать, что банкам это совсем не нужно, нельзя. Хотя и нельзя сказать, что для них это великая радость, потому что их обязывают производить дополнительные действия».

Тем не менее, данные действия вполне оправданны и логичны, уверен доктор юридических наук. Особенно в условиях все увеличивающегося несанкционированного изъятия денег.

«Эта лавина, к сожалению, нарастает во всем мире, — посетовал Тосунян. — У нас в России с некоторой задержкой, но она тоже имеет серьезную тенденцию. Конечно, нужно что-то предпринимать. И это как раз одна из тех мер, которая вот такого отторжения вызывать не должна. Законодатели здесь ничего лишнего не делают».

А то, что возникали какие-то сложности во время разработки законопроекта, так это все рабочие вопросы, которые постепенно будут отработаны, заверил банкир. Он привел пример системы страхования вкладов, которая некоторые банки тоже якобы не устраивает. Но без нее не было бы той имеющейся сейчас относительной стабильности в денежно-кредитных отношениях банков и клиентов в России.

«Когда все это обсуждалось, было много споров, дискуссий, — заметил Тосунян. — Многие вещи поначалу являются, скажем так, неуютными. Потому что сегодня ты не имеешь еще этой нагрузки, а уже завтра тебе придется выполнять что-то новое, что всегда вызывает некое недовольство. Так что здесь, знаете, мнение банков бывает иногда сиюминутным, локальным, но не стратегическим».

ФАН планировало получить комментарии по данной теме и у двух ведущих банков страны. И в Сбербанке, и в ВТБ поначалу пообещали их дать, но по прошествии нескольких дней после первого обращения ФАН этих самых комментариев так и не получило.

«Ответ в данный момент готовится, но если вы ждать больше не можете, то ваше право публиковать материал без нашего комментария», — заявили при повторном обращении в пресс-службе Сбербанка.

В ВТБ же сказали, что сейчас тот человек, который мог бы дать комментарий, находится… в отпуске. А больше, получается, и некому…

Подобная реакция отчасти могла бы объяснить, почему закон о приостановке денежных переводов рассматривался столь аномально долго.