00:56
29 марта ‘24

Российский «Мангуст» против «гадюшника» ВМСУ: когда перемоги на Азове нет, Киев ее выдумывает

Опубликовано
Источник:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Кому же понравится, что его обходят, как стоячего, и заставляют кувыркаться в чужой кильватерной струе?

Ситуация на Азовском море становится все более напряженной. Прохождением через Керченский пролив эпопея кораблей военно-морских сил Украины явно не закончилась. Едва добравшись ночью 24 сентября до Мариуполя, морской буксир «Корец» и поисково-спасательное судно «Донбасс» уже утром 25 сентября стали, пусть и опосредованно, героями нового инцидента. 

В обстоятельствах происходящего на Азове разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.

Кругом одни «провокации»

Безусловными звездами телеэкранов в минувшие дни стали украинские корабли, впервые в истории ВМСУ совершившие проход под Крымским мостом. 

Переход из Одессы в Мариуполь, стартовавший еще 20 сентября, дался личному составу ВМСУ непросто. Не так-то легко оказалось старенькому буксиру на трех узлах тащить еще более древний и лишенный возможности дать ход «Донбасс» вокруг Крыма. 

В то время как экипажи кораблей были заняты несением вахт, прикомандированный к «Корцу» и «Донбассу» отряд военной прокуратуры Южного региона Украины откровенно бездельничал. Военюристам была поставлена задача «фиксировать соблюдения РФ Конвенции ООН и международных соглашений», а также документировать «возможную противоправную деятельность со стороны представителей оккупационных войск во время прохода Керченского пролива». 

Однако время шло, а ожидаемых провокаций со стороны «клятого агрессора» все как-то не случалось. Обидно! Опять же — возвращаться без перемоги не хотелось.

Поэтому ее пришлось выдумать. Доблестные представители военной прокуратуры Украины начали записывать в противоправные действия все, что им попадалось на глаза. Российский разведывательный корабль «Приазовье» в международных водах «повис на хвосте» у украинских кораблей? Це провокация. Российский истребитель пролетел? Двойная провокация. Русские потребовали взять лоцмана для прохода Керчь-Еникальским каналом? Провокация повышенной неописуемости. Доказательства? Вот три любительские фотографии, а в остальном джентльменам положено верить на слово!..

Затем случилась жуткая ночь в Азовском море. У буксира вышла из строя главная энергетическая установка, и какое-то время, пока ее не починили, «Корец» и «Донбасс» дрейфовали неизвестно куда с ненулевым шансом оказаться выброшенными на русский берег. Словом, когда корабли ВМСУ ошвартовались наконец-то в Мариуполе, команды буксира и поисково-спасательного судна восприняли это как чудо. Реакция военюристов на завершение похода осталась неизвестной, поскольку их укачало еще в Черном море. 

Устали не только экипажи «Корца» и «Донбасса». Изрядно вымотались за ночь с 24 на 25 сентября и команды двух малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта 58155 «Лубны» и «Кременчуг», вышедших из Бердянска навстречу буксиру и поисково-спасательному судну. После того как МБАКи в ночной темноте сумели отыскать «Корец» и «Донбасс», а затем сопроводить их до Мариуполя, команды бронекатеров тоже с большим удовольствием сыграли себе отбой и упали в койки.

Ура и да здравствует

Итак, ранним утром 25 сентября «Корец», «Донбасс», «Лубны» и «Кременчуг» тихо-мирно подремывали у причалов мариупольского порта, когда с берега внезапно заметили идущий по Таганрогскому заливу катер. Русский катер. 

По словам украинцев, это был один из патрульных «Мангустов» проекта 12150, принадлежавших Береговой охране Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Судя по всему, «Мангуст» имел задание визуально установить место стоянки прибывших вчера в Мариуполь кораблей ВМСУ.

Позади «Мангуста» маячил российский пограничный сторожевой корабль, и это добавляло в расклад сил при Мариуполе новые нотки. 

Невыспавшиеся команды пары МБАКов с чертыханием завели дизеля и отдали швартовы. Несмотря на присвоенный проекту 58155 грозный шифр «Гюрза-М», двигался этот украинский «гадюшник» куда как медленнее, чем Рикки-Тикки-Тави… ой, простите, «Мангуст» под российским флагом.

О дальнейшем нам предлагается судить по выложенному украинцами в Сеть видео. Оно смонтировано из нескольких фрагментов, на которых маячит российский ПСКР, проносящийся перед ним «Мангуст» и направляющийся в сторону российских вымпелов, отчаянно буксующий в волнах украинский бронекатер. На смонтированный видеоряд наложен якобы радиоперехват переговоров ПСКРа и «Мангуста», из которого следует, что первый предостерегает второго от сближения с МБАКом. 

К видео прилагается комментарий украинской стороны. Приведем его полностью. 

«Вблизи рейда Мариуполя в районе якорной стоянки была попытка провокации со стороны российского пограничного катера типа «Мангуст», который недавно уже создавал подобные действия, опасно маневрируя рядом с украинским катером Морской охраны. Пограничный катер РФ на большой скорости пытался сблизиться с нашими кораблями, но решительными активными действиями экипажей малых бронированных артиллерийских катеров «Лубны» и «Кременчуг» он был остановлен и не допущен к месту стоянки поисково-спасательного судна «Донбасс» и морского буксира «Корец».

В общем, да, опять она — российская провокация. Но мы как один! Все! Отстояли! Ура и да здравствует Пе-ре-мо-га!

Понятно, что ничего не понятно

Из видео совершенно непонятно, где это все заснято. Но зрителю предлагается поверить в то, что российский «Мангуст» стремился прорваться прямо к «Корцу» и «Донбассу», которые, на минуточку, в этот момент стояли внутри ремонтного бассейна Мариупольского порта. 

Еще раз уточним: по мнению украинской стороны, российский «Мангуст» вознамерился ворваться прямо в акваторию украинского порта. Вы в это верите? Вот и мы не верим.

Продолжим. Из видео совершенно неясно, в чем заключались «решительные активные действия» МБАков и чем закончилось медленное движение одного из них в сторону ПСКРа и «Мангуста». Которые, кстати, на фоне «дерзновенного подвига» этого самого МБАКа, и не подумали менять свои курсы. Вот это-то как раз на видео заметно.

Использованные в видео позывные не соответствуют таковым ни у кораблей КЧФ, ни у кораблей Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Звуки, сопутствующие якобы радиопереговорам ПСКРа и «Мангуста», тоже не соответствуют звукам радиопереговоров с использованием корабельных радиостанций. 

«Но «Мангуст» же находился в госводах Украины!» — немедленно напомнят нам из Киева. Простите, из чего это следует? На данный момент получается, что украинцы на своем видео от 25 сентября показали нам лишь галс МБАКа в сторону российского ПСКРа и «Мангуста», имевший место где-то в Азовском море. Всё. 

Хотя, стоп. Украинцы упоминают еще об одной «провокации» с участием российского «Мангуста». Надо полагать, имеются в виду события 14 сентября, когда, опять же по словам украинцев, катер их «прикордонников» набрел у Должанской косы на катер российских пограничников. В ответ «Мангуст» якобы стал совершать опасные маневры, в ходе которых нарушил Международные правила предупреждения столкновений судов в море от 1972 года (МППСС-1972).

На представленном украинцами в качестве доказательства видео мы видим «Мангуст», который легко обгоняет катер «прикордонников». Что, в общем, не удивительно. Морская охрана Государственной пограничной службы Украины и ВМСУ располагают на Азовском море вымпелами, полный ход которых составляет в лучшем случае 28—30 узлов. Соответственно, экономичный ход этих единиц находится в диапазоне 11—13 узлов. В то же время разработанный Санкт-Петербургским Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» 28-тонный патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» имеет экономичный ход 36 узлов, а полный — более 50-ти. 

Так что, когда этот болид даже на экономходу, фигурально выражаясь, с медведем, балалайкой, пулеметом и гиканьем проносится мимо украинских «прикордонников», те, разумеется, немедленно начинают семафорить об «опасных маневрах на высокой скорости». .

МППСС и детский лепет

Но, быть может, «Мангуст» действительно нарушил положения МППСС-1972? С просьбой прокомментировать этот момент Федеральное агентство новостей обратилось к Денису Тоскину, проходившему службу на Дважды Краснознаменном Балтийском флоте, а ныне — яхтенному капитану. 

«Видео от 14 сентября можно разделить на три отрезка. На первом «Мангуст» действительно проходит достаточно близко от украинского корабля, но... «Украинец» явно находился в дрейфе, что исключало возможности маневрирования, — заявил эксперт. — «Мангуст» же проходил с кормы в нос на удалении порядка 15—20 метров. Видно, что его экипаж контролировал свои действия».

Тоскин отметил, что, судя по реакции экипажа «прикордонника», такие маневры российского катера для него не в диковинку. То есть непонятно, почему именно данный конкретный случай вызвал возмущение украинской стороны. 

Далее наш собеседник отметил, что на втором отрезке видео «Мангуст» движется встречным параллельным курсом. На достаточном удалении, левым бортом к судну, с которого ведется съемка.

«Тут применимо Правило 14 (а) МППСС-72, — сообщил яхтенный капитан. — Но, ввиду того, что «Мангуст» прошел на достаточном удалении, опасности столкновения не возникало. На третьем отрезке мы видим повторение того, что было на первом, один в один».

Таким образом, ничего из ряда вон выходящего в маневрировании «Мангуста» не наблюдается.

Проанализировал яхтенный капитан и украинскую видеосъемку от 25 сентября. По мнению Тоскина, хоть что-то приблизительно похожее на нарушение российской стороной правил МППСС-72 можно заметить только в последнем фрагменте видео. 

«Расхождение двух судов пересекающимися курсами. «Мангуст» пересек курс МБАКа, — уточнил эксперт. — В целом, можно «притянуть за уши» Правило 15 МППСС-72».

Это правило гласит: «Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу».

Но дистанция, на которой «Мангуст» пересекал курс МБАКа, по словам собеседника ФАН, была все же слишком большой для того, чтобы возникла опасность столкновения. 

Словом, об опасном маневрировании российского катера ни 14 сентября, ни 25-го говорить не приходится.

«В целом, я порекомендовал бы украинским пограничникам хотя бы на бумаге разобрать, что такое опасные маневры при расхождении, взяв за основу трафик на рейдах курортных городов, — усмехнулся Тоскин. — Тогда бы они поняли, что обвинения экипажей «Мангустов» в опасных маневрах, с точки зрения здравой логики, выглядят просто как детский лепет».

Опасная черта все ближе

Пора подвести итог. Украинская сторона бездоказательно использует термин «провокация» применительно к действиям российской стороны на Черном и Азовском морях. Это не более чем еще одно средство давления на Москву в рамках продолжающейся с 2014 года украино-российской конфронтации. Конфронтации, которая на Азовском море была изрядно «подогрета» пиратским захватом в марте 2018 года украинскими пограничниками российского сейнера «Норд».

В ответ Россия резко ужесточила режим досмотра судов, следующих в украинские порты Азовского моря, что самым негативным образом сказалось на грузообороте Бердянского и Мариупольского портов. В этих условиях, вместо того, чтобы освободить «Норд» и его экипаж, Киев взял курс на дальнейшее обострение ситуации. 

В частности, на Азовское море были переброшены два МБАКа, а в Бердянске было решено развернуть базу ВМСУ, ради чего, собственно, и был затеян достопамятный переход «Корца» и «Донбасса». 

Вопреки мнению собственного замминистра иностранных дел Украины Елены Зеркаль, Киев дал понять, что готов к денонсации договора с Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Это, в свою очередь, может создать предпосылки к тому, что Керченский пролив окажется полностью закрытым для украинских судов.

Ближе к вечеру 25 сентября появилось сообщение о том, что 27 сентября на американской базе в Балтиморе в присутствии президента Украины Петра Порошенко наконец-то состоится передача ВМСУ двух списанных американских патрульных катеров типа «Айленд» (Island): USCGC Cushing (WPB-1321) и USCGC Drummond (WPB-1323). Таким образом, через некоторое время ВМСУ получат хоть и не особо существенное, но пополнение…

Правда, как показывает практика, время получения «Айлендов» может оказаться куда более продолжительным, чем это видится в Киеве. Например, 30 сентября 2016 года в Балтиморе береговой охране Грузии были переданы два «Айленда» — Jefferson Island (WPB 1340) и Staten Island (WPB 1345). Новые владельцы переименовали катера в «Очамчиру» и «Диоскурию» и… И оба грузинских «Айленда» до сих пор не «догребли» до Черного моря, застряв за океаном.

Но вернемся к Азову.

Тем же вечером стало известно, что в рамках проводимых учений 4-й армии ВВС и ПВО Россия с 24 по 29 сентября закрывает весьма обширный район Азовского моря. Понятно, что это вызвано, в первую очередь, нуждами Минобороны РФ. Но и явно сопутствующую данному мероприятию роль предостережения Киеву тоже со счетов сбрасывать не стоит.

Ситуация на Азовском море чем дальше, тем больше приближается к черте, за которой мнимые «провокации» могут превратиться в реальные боестолкновения. С учетом подавляющего военного превосходства России, понятно, в чью пользу они закончатся. Тем не менее, пересечения этой красной линии очень хотелось бы избежать. 

Есть ли на это надежда? С учетом того, что Украина продолжает удерживать «Норд» и его экипаж, это пока вопрос открытый.