19:48
21 июля ‘19

Вокруг атомного авианосца будет создан океанский флот РФ

Опубликовано

Появилась информация, что в России создается атомная энергетическая установка для нового российского авианосца. При этом, судьба кораблей такого типа пока остается подвешенной в воздухе.

Строительство новых российских авианосцев является очень сложной и трудно предсказуемой задачей, которая периодически поднимается в России уже два десятилетия – считает заместитель Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

По авианосцам в России существует очень много вопросов

Дело в том, что начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников заявил, что в России уже начаты работы по созданию ядерной энергетической установки для отечественного авианосца нового поколения.

Впрочем, сама такая работа не говорит о том, что в России идет непосредственная работа над созданием такого судна. Ведь перед нами проект двойного назначения, поскольку подобные наработки можно использовать и в других военно-морских проектах.

Это подтверждает слова Тряпичникова о том, что строительство авианосца – это чрезвычайно сложный вопрос. Отчасти, он сегодня прорабатывается проектными бюро Объединенной судостроительной корпорации(ОАК), но пока здесь нельзя говорить о том, что сейчас стоит задача достигнуть конечного результата, т.е. создать проектную базу для изготовления подобного корабля.

В основе таких исследований лежат общие вопросы – например, оцениваются мощности наших судостроительных заводов, поскольку создание авианосца является масштабным проектом, для которого необходима соответствующая инфраструктура.

Строительство авианосцев требует масштабной проработки

Соответственно, не стоит удивляться тому, что основное внимание в этом вопросе уделено атомной силовой установке, ведь без решения данной задачи нет смысла строить корпус судна. Это важный вопрос, тем более, в отечественной практике еще не было авианосца с ядерной силовой установкой, а единственный подобный проект – ТАКР «Ульяновск» был в 1993 году разобран на стапелях Николаева.

При этом, даже если эти работы закончатся успешно и будет поставлена задача строить российские авианосцы, эти работы начнутся очень не скоро – такого проекта нет в гособоронзаказе, а все цифры о возможном начале строительства датируются 2030 годом.

С другой стороны, не надо ставить крест на этой программе – дискуссия о строительстве авианосца поднимается в нашей стране с периодичностью раз в полгода. Кроме того, можно вспомнить последние события в Сирии и решение высшего руководства России о том, что нам необходим мощный экспедиционный флот, который будет создаваться вокруг авианосных групп.

«Здесь очень много вопросов, причем некоторые из них вообще сложно решаемы на сегодня. Например, непонятно, на каком предприятии может быть построен такой корабль, ведь речь здесь идет о громадном атомном авианосце», - констатирует Храмчихин.

Российскому ВМФ нужно решить очень много вопросов

Во время СССР Москва строила подобные корабли на верфях украинского города Николаев, на котором еще в дореволюционное время была создана соответствующая судостроительная инфраструктура, позволяющая строить военные корабли любых рангов. Во многом по этой причине после 1991 года наша страна так и не построила с нуля ни одного большого надводного военного корабля.

«Кроме того, ситуация с надводным флотом и так очень сложная, там настоятельно требуется замена существующих судов, поэтому авианосцы являются гипотетическим проектом и последним, что нам действительно нужно сделать», - резюмирует Храмчихин.

Также нужно обратить внимание и на то обстоятельство, что авианосцы не являются самостоятельной боевой силой, а головным судном, вокруг которого создается большой океанский флот. Так всегда происходило в Соединенных Штатах и так происходит сегодня в Китае, который реализует масштабную кораблестроительную программу с упором на получение современного авианосного флота.

Соответственно, возникает вопрос, а какой масштаб работ нам нужно реализовать и сколько военных судов построить для того, чтобы авианосная программа имела бы военный смысл и не была бы чистой воды политическим мероприятием.

Одним кораблем авианосная программа не ограничится

«К тому же, у России нет четкой стратегии по авианосцам. Все, что у нас есть на сегодня, носит рыхлый характер и может в любой момент измениться. Одно здесь можно сказать наверняка, что это будет стоить очень дорого – вот когда мы станем очень богатой страной, и деньги будет девать некуда, то можно будет задуматься и о такой военной программе», - заключает Храмчихин.

Как замечает эксперт, в рамках авианосной программы нам придется построить, как минимум, четыре судна подобного класса и, соответственно, как минимум, восемь кораблей сопровождения первого ранга типа эсминец или ракетный крейсер. В противном случае, эта программа не будет иметь военного смысла, и строить авианосец будет, по сути своей, совершенно нецелесообразно.

«Соответственно, эти четыре авианосца вместе с восемью дорогостоящими кораблями сопровождения и огромным количеством сопутствующих проектов и задач. Все это будет стоить России колоссальных денег», - констатирует Храмчихин.

Вследствие этого, строительство авианосцев – это не просто получение корабля определенного класса, а стратегия развития ВМФ, в рамках которой нам придется изменить состав, задачи и назначение большинства наших надводных группировок.

«Одним словом, можно сделать вывод, что это будет стоить очень дорого, очень долго и непонятно где строиться. Соответственно, эти работы по энергетической установке являются только первым шагом в долгом пути», - резюмирует Храмчихин.

И, естественно, в эпоху экономических сложностей Минобороны РФ не будет делать здесь серьезную ставку.