Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осенью 1941 года Сталин приказал использовать тактику «выжженной земли» в войне с немцами, то есть уничтожать всё, что наступающие войска нацистов могли использовать в качестве пристанища. Приказ был жестоким, от него страдали и многие советские граждане, но в Германии нашелся фальсификатор, который сумел представить ситуацию ещё мрачнее, пишет Welt.
Свен Келлерхофф
Приказ Ставки верховного главнокомандования Красной Армии гласил: «Все населенные пункты на расстоянии 40-60 км вглубь от линии фронта и на 20-30 км по левую и правую сторону от дорог, на которых находятся вражеские войска, должны быть сожжены и разрушены».
В обосновании изданного 17 ноября 1941 года приказа № 0428 говорилось: «Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах». Поэтому советские войска, а также разрозненные части за линией фронта были обязаны уничтожать всё, что солдаты вермахта могли использовать в качестве пристанища. Каждому полку предписывалось сформировать для этих целей специальные «команды охотников» численностью от 20 до 30 человек.
Другими словами, Красная Армия должна была применять тактику «выжженной земли». Это старая, но вместе с тем ужасная стратегия: уничтожить всё, чем может воспользоваться противник. Циничный приказ был в духе Сталина, и действительно, на сохранившемся оригинале можно видеть рукописные пометки, которые, вероятно, были сделаны самим диктатором.
Военный историк Дмитрий Волкогонов, занимавшийся в эпоху Горбачева критическим осмыслением сталинизма, в 1989 году так расценивал этот приказ: «Возможно, что подобные акции создавали оккупантам значительные трудности. Но для скольких советских людей крыша над головой была единственным прибежищем, где они надеялись пережить ужасные годы!» Волкогонов, бывший коммунист (прежде чем стать военным историком, он дослужился до звания генерал-полковника), пришел к выводу: «Это было решение в духе Сталина. Люди никогда не имели для него ценности. Никогда!».
1
Октябрь 1941: в Москве хаос, а Сталин пирует (Die Welt)
2
WP: предлагая военный союз со Сталиным, Пилсудский блефовал
3
Onet: в сентябре 1939 года у поляков шансов не было
4
Foreign Affairs: Сталин чувствовал, что столкновение с Гитлером было неизбежным
Оба деспота оккупировали части других государств или даже государства целиком: Гитлер — Судетскую область, Богемию и Моравию, Сталин — прибалтийские государства и части Румынии. Оба без всякой причины развязывали войны: Гитлер — против Польши, Дании, Норвегии, стран Бенилюкса и, конечно, Советского Союза, Сталин — против Финляндии. Оба несут ответственность за преследования ни в чем неповинных людей, за страшные лагеря и массовые убийства.
Тем не менее, в 90-е годы, спустя полвека после опубликования, с приказом Ставки № 0428 произошла удивительная история. В западногерманском переводе книги Волкогонова «Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина» он обрел броское название «Приказ о факельщиках».
Затем в 1995 году приказ взял на вооружение правоэкстремистский публицист по имени Фриц Беккер (Fritz Becker). В своей книге, вышедшей в издательстве Arndt-Verlag, известном историческим ревизионизмом, он выдвинул утверждение, что Волкогонов процитировал не весь оригинальный текст приказа. В последующие годы другие авторы постоянно ссылались на «Приказ о факельщиках», прежде всего в связи с жаркими спорами вокруг выставки, посвященной преступлением вермахта. Особенно преуспели в этом такие апологеты национал-социализма как Франц Зайдлер (Franz W. Seidler) и Йоахим Хоффман (Joachim Hoffmann), а также правоэкстремистские еженедельники и неонацистские сайты.
Причина была проста: по утверждению Беккера Волкогонов опустил несколько предложений из приказа № 0428. Главное из них звучало так: «Большинство задействованных на этом важном государственном задании должны быть переодеты в трофейную форму германского вермахта и войск СС. Это возбудит ненависть к фашистским оккупантам, облегчит вербовку партизан в тылу врага. Следует обратить внимание, чтобы после 'карательной экспедиции' оставались свидетели, которые затем смогут поведать о злодеяниях фашистов». Далее якобы указывалось на то, что «среди населения необходимо распространять сведения, будто это немцы сжигают деревни и села, чтобы наказать партизан».
Источником этой версии стал документ, происхождение которого казалось достоверным. Он находится, как утверждали Зайдлер и другие, среди бумаг отдела Fremde Heere Ost (нем. Иностранные армии на востоке), в папке II H 3/70. В конце войны документы попали в руки американской армии, и сейчас с ними можно познакомиться на микрофильме 461 архивной серии 429 под номером 6439568 в Национальном архиве, находящемся в городе Колледж-Парк вблизи Вашингтона.
Однако эта ссылка показалась странной историкам Кристиану Хартману (Christian Hartmann) и Юргену Царуски (Jürgen Zarusky) из Мюнхенского института современной истории. Это было не обозначение документа Национального архива США (он должен бы называться Е-38, Roll 461), а ссылка на каталог. Поэтому историки решили всё прояснить. Дело происходило в разгар жарких споров вокруг выставки, посвященной преступлениям вермахта, организованной в конце 90-х годов.
И ученые обнаружили нечто весьма удивительное: на названном микрофильме не было и следа приказа № 0428. Это была фотокопия рукописной записи: «1. Саперные подразделения — 2. Железнодорожные войска — 3. Понтонные части — 4. Прочее». Да и вообще среди документов отдела Fremde Heere Ost, отвечавшего за разведку в отношении Красной Армии, нет ни одной ссылки на эту версию приказа.
Хартман и Царуски продолжили свое расследование. К тому времени русский оригинал приказа № 0428 уже был опубликован в трех слегка отличающихся друг от друга версиях. Сначала в виде фотокопии в вышедшем в 1990 году в ГДР переводе написанной Волкогоновым биографии Сталина, затем дважды в официальном издании советских документов Второй мировой войны, вышедшем в 1997 году в Москве. Ознакомились историки и с первоначальным текстом приказа, где были рукописные пометки предположительно самого Сталина, он находится в Центральном архиве министерства обороны Российской Федерации в подмосковном Подольске.
Осталось выяснить один вопрос: зачем неизвестному фальсификатору (нет доказательств, что это был лично Фриц Беккер) понадобилось вставлять выдуманный абзац в «Приказ о факельщиках»? Ответ историки получили, проанализировав, как правоэкстремистские авторы использовали эту фальшивку.
Судя по всему, им был необходим «контраргумент» в дискуссии о бесспорных преступлениях вермахта. Фальсифицированный приказ должен был «подвергнуть сомнению 'авторство' немцев в жестокостях и преступлениях военного времени», — написали Кристиан Хартман и Юрген Царуски в 2000 году в солидном историческом журнале Vierteljahrsheften für Zeitgeschichte. Своей статьей они доказали факт фальсификации, хотя не удалось уличить авторов лично. Несмотря на это правоэкстремистские сайты продолжают распространять ложь о советских «командах охотников», переодетых в немецкую военную форму, вот почему эта давно опровергнутая ложь все еще курсирует в общественном пространстве.