Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Матеуш Пискорский (Mateusz Piskorski)
Заявление посла Польши во Франции о готовности Варшавы вступить в войну с Россией вызвало возмущение польского политика и политолога Матеуша Пискорского. В статье для Myśl Polska он объясняет сложившуюся профессиональную "нищету" польской дипломатической службы тремя причинами.
После многих лет кадрового и интеллектуального разрушения польской дипломатии неудивительно, что ключевые дипломатические посты занимают люди, не имеющие ни малейшего понятия о том, как нужно представлять страну на международной арене. Поэтому заявление некоего Яна Росцишевского (Jan Rościszewski), посла Польши во Франции, не вызывает удивления.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Располагая такими кадрами, руководству Министерства иностранных дел РП следует, наверное, выпустить общую инструкцию для послов (…): "ничего не говорим, в СМИ не выступаем, не разговариваем ни с кем, кроме персонала посольства".
Аристократ – "дипломат"
Ян Росцишевский отчего-то очень гордится своими семейными корнями, а происходит он из мазовецких помещиков. У которых был свой герб. Росцишевские герба "Юноша". Какое это имеет значение с точки зрения оценки его качеств и компетентности? Сложно сказать. Однако пестование человеком своего шляхетского титула, безусловно, свидетельствует о его менталитете.
Современным эквивалентом шляхетского титула в Польше, которой правит "Право и справедливость", является полученный в прошлом партийный билет "Соглашения Центр" – бывшей партии братьев Качиньских. И таким титулом, приобретенным в 90-е, Росцишевский тоже может похвастаться. Кроме того, у него в анамнезе активная деятельность в рядах кавалеров Мальтийского ордена, который, говорят, имеет определенное влияние в Римско-католической церкви.
Страховщик – "дипломат"
"Вопреки распространяемым СМИ слухам, я не планировал менять должность президента банка PKO BP на другую государственную должность. Человек должен заниматься тем, в чем он разбирается, и признаком мудрости является понимание собственных ограничений", – вот одно из немногих разумных высказываний Росцишевского. Эти слова прозвучали осенью 2021 года, когда он был уволен с поста президента PKO BP, который он занимал менее шести месяцев. Через несколько месяцев он стал польским послом – и не где-нибудь, а в Париже.
Росцишевский окончил исторический факультет Люблинского католического университета. До того, как стать главой крупнейшего польского банка, он делал карьеру в сфере страхования. Будущий дипломат работал с французскими компаниями из этого сектора, такими, как AXA, Azur и BNP Paribas. Благодаря этому, а также учебе в Париже, он знает французский язык, но, как можно предположить, его знание французских реалий этим и ограничивается.
Нищета польской дипломатической службы
Росцишевский – типичный пример сформировавшейся в Центральной и Восточной Европе в период так называемой трансформации категории работников "компрадорского сектора услуг" (термин, введенный в оборот чешским исследователем Яном Драгокупилем (Jan Drahokoupil). Их роль, по мнению авторов посвященной данному вопросу книги, Рафала Смочиньского (Rafał Smoczyński) и Томаша Зарицкого (Tomasz Zarycki), заключается в "посреднических услугах при обслуживании глобальных субъектов". В книге этих авторов Росцишевский упоминается по имени и фамилии (…). Возможно, это обобщение, но следует, однако, признать, что данная социальная группа, живущая фантазиями о I Речи Посполитой, может быть особенно подвержена обаянию мессианства – мессианства, оторванного от реальности, напитанного сказочками об особой миссии, возложенной на их плечи и плечи польского народа (разумеется, к которому относятся только такие, как они, потому что остальные – это чернь, которой они могут милостиво руководить).
Ярким проявлением этого мессианства стал всплеск больного воображения Росцишевского во время его интервью французскому каналу LCI. Одно дело, если бы это говорил Росцишевский-аристократ; впрочем, такого чудака в парижскую телестудию вряд ли бы пригласили. Однако это говорил польский посол, который объявил expressis verbis, что Варшава предполагает возможность вступления в войну с соседней державой.
У нищеты польской дипломатической службы есть множество причин. Три основные это: избавление от опытных дипломатических кадров из-за их "подозрительного" с точки зрения нынешней власти прошлого; отсутствие системы подготовки новых кадров; назначение друзей и подруг "по знакомству", невзирая на абсолютный дефицит у них необходимых компетенций. Росцишевский не одинок. Такие, как он, живут в посольских резиденциях за счет всех нас в разных замечательных уголках мира.